Силовые SiC-приборы в транспортных применениях
Приборы на основе карбида кремния стали проникать на многие рынки, с тех пор как появились первые SiC-диоды в 2001 г. и SiC силовые модули в 2012 г. [1–4]. Теперь впервые SiC MOSFET транзисторы с напряжением 900 В рассматриваются в качестве силовых ключей для применения в инверторах электрической и гибридной трансмиссии, а также в повышающих преобразователях.
SiC-диоды
В трансмиссии современных электрических и гибридных автомобилей используются силовые полупроводники, имеющие диапазон рабочих напряжений 600-900 В. Технология SiC-диодов считается наиболее проверенной — спустя 13 лет после начала их выпуска на рынке представлены более 100 различных продуктов. Компания Cree производит более 70 типов диодов с номинальным напряжением 600-1700 В и током 1-50 А в различных корпусах: с выводами под сквозные отверстия, для поверхностного монтажа, а также в виде кристаллов. SiC-диоды на ряду с ней выпускают и другие производители.
Компания Cree поставляет разработанные ее специалистами SiC-диоды с напряжением 650 и 1200 В для распределенных встроенных и внешних зарядных устройств, используемых в коммерческих автомобильных приложениях. С помощью карбидо-кремниевых компонентов разработчики могут существенно повысить плотность мощности и снизить тепловыделение до уровня, недостижимого для кремниевых приборов. Такие SiC-диоды полностью сертифицированы для применения в автомобилях. Заказчики ценят не только их компактные габариты, низкое тепловыделение и более высокую эффективность, обеспечиваемую SiC-компонентами, но и высокую надежность, что важно для автомобильной промышленности. Более чем 13 лет опыта эксплуатации показали, что интенсивность отказов (FIT) SiC-диодов ниже, чем у кремниевых компонентов, например у диодов Cree менее одного отказа за миллиард часов.
SiC-MOSFET
Карбидокремниевые MOSEFT 12-го класса появились на рынке в 2011 г. Сейчас эти транзисторы используются в автомобильных источниках питания и зарядных устройствах, работающих от трехфазной сети. SiC-ключи с рабочим напряжением 650-900 В начали производиться в 2013-2014 гг. Сегодня они успешно применяются в тяговом приводе. В прошлом году компания Cree разработала 1200-вольтовый SiC MOSEFT-транзистор C2M0080120D, ориентированный на применение в силовых конвертерах HEV/EV-транспорта, например во вспомогательных источниках питания.
В устройстве, показанном на рис. 1, по заявлению его производителя — компании Shinry Technologies [5], удалось добиться уменьшения габаритов на 25% и снижения мощности потерь на 60%. Этот преобразователь спроектирован для установки в электрических и гибридных транспортных средствах с питанием от DC-шины на 750 В. Его выходное напряжение составляет 27 В. В схеме DC/DC-конвертера на основе SiC MOSEFT применен режим прямого преобразования с активным ограничением. Карбидокремниевая технология обеспечивает следующие преимущества: увеличение эффективности преобразования на 8896%, снижение габаритов на 25-60%, а также отказ от применения вентиляторов охлаждения, что позволяет уменьшить стоимость системы и снизить уровень звуковых шумов.
Заменив кремниевые приборы на SiC MOSEFT 12-го класса в DC/DC-преобразователях мощностью 3-10 кВт, компания Shinry значительно повысила эффективность и уменьшила размеры и вес устройства. Получить такие показатели с применением Si-транзисторов было невозможно из-за худших характеристик переключения. Преимущества, представленные в данном примере, типичны для применения карбидокремниевых приборов в автомобилях, где они заменяют кремниевые. Использование SiC силовых ключей позволяет решить одну или даже несколько задач — снизить стоимость системы, повысить плотность мощности и эффективность, уменьшить габариты [6–7].
По этой причине 1200-вольтовые SiC MOSFET семейства C2M (выпускаемые в корпусе ТО-247 с током 25, 40, 80, 160 или 280 А, также в различных модульных исполнениях) широко применяются в бортовых и внешних зарядных устройствах HEV/EV, а также во вспомогательных источниках питания, производимых различными фирмами. Как и IGBT, транзисторы семейства C2M SiC MOSFET хорошо подходят для параллельного включения, что необходимо для наращивания мощности [8].
Кроме существенного повышения производительности, SiC MOSFET-транзисторы обладают и другими важными преимуществами. Например, если использовать встроенный (body) диод, то в определенных случаях можно будет отказаться от внешнего антипараллельного диода Шоттки. Но такой способностью не обладают кремниевые IGBT, а body-диоды не применяются в кремниевых MOSFET из-за плохих характеристик выключения. Интегральные диоды SiC MOSFET имеют минимальные потери выключения, что обеспечивает высокую эффективность системы. Они позволяют сократить расходы на комплектующие и повысить надежность конвертера благодаря снижению числа дополнительных компонентов, кристаллов и их соединений.
Испытания на надежность SiC MOSFET-транзисторов C2M080120D, проводимые при температуре 150 °C в течение 1000 ч (при напряжении на затворе -5 В, токе диода 10 А), показали, что поведение встроенного диода остается очень стабильным. В ходе тестов 39 образцов были выявлены незначительные изменения прямого напряжения (порядка 0,68 мВ) диодов и такие же низкие (порядка 4,5 мВ) колебания напряжения транзисторов в открытом состоянии [7]. SiC MOSFET также отличаются очень хорошей стабильностью параметров при высоких температурах.
На рис. 2 к транзистору C2M0160120D (1200В SiC MOSFET) приложено напряжение -15 В в течение 1000 ч при 150 °C, что превышает максимальное рекомендуемое значение, равное -10 В. Несмотря на это, испытания выявили только небольшое смещение (10 мВ) порогового напряжения Vth и незначительное изменение в 3,2 мОм сопротивления открытого канала RDSON [7].
Прорывные технологии SiC MOSFET с напряжением 900 В
Новая MOSFET-технология обеспечивает еще большую эффективность и лучшую управляемость затвора благодаря существенному снижению удельного сопротивления открытого канала, которое изменилось с 5 мОм/см2 у коммерческих SiC MOSFET 12-го класса (например, C2M0160120D) до 2-3 мОм/см2 у новых планарных карбидокремниевых транзисторов с рабочим напряжением 900 В [9]. В новейшей SiC-технологии используется базовая надежная планарная DMOS-структура, показанная на рис. 3. Это позволяет кардинально повысить производительность 900-вольтовых SiC-транзисторов вследствие снижения величины RDSON более чем на 40% по сравнению с лучшими из выпускаемых сегодня кремниевых MOSFET 12-го класса. Результатом является появление карбидо-кремниевых ключей с более низким рабочим напряжением, но с лучшими экономическими показателями и более высокой эффективностью переключения на высоких частотах. Применение таких SiC MOSFET-транзисторов дает возможность снизить общую стоимость автомобильных тяговых инверторов новых поколений..
Сравнение SiC MOSFET и Si Super Junction MOSFET
Чтобы оценить производительность транзисторов, можно сравнить величину энергии, запасенной в выходной емкости (EOSS) нового 900-вольтового SiC MOSFET и усовершенствованного Super Junction Si MOSFET, имеющего рабочее напряжение 650 В и 900 В. Из рис. 4 видно, что величина EOSS транзистора Cree при температуре 150 °С примерно в три раза ниже, чем у Si SJ MOSFET при аналогичном сопротивлении канала RDSON. Характеристики EOSS карбидокремниевого транзистора и 650-вольтового Si SJ MOSFET соизмеримы (разница в 20-30%), но при этом у SiC MOSFET на 50% выше блокирующее напряжение, что обеспечивает большой запас надежности. Кроме того, в состав карбидокремниевой структуры входит рабочий встроенный диод.
Еще одним достоинством новых карбидокремниевых транзисторов является меньший уровень потерь проводимости при высоких температурах по сравнению с Si-или GaN-приборами. На рис. 5 [9] приведено нормализованное значение RDSON 900-вольтового SiC MOSFET, 600-вольтового транзистора GaN и 600-вольтового Si SJ MOSFET при различных температурах. При Tj = 150 °С сопротивление открытого канала GaN-прибора почти в два раза (1,85) больше, чем у 900-вольтового SiC MOSFET, а величина RDSON транзистора Si SJ MOSFET 6-го класса при тех же условиях возрастает более чем в 2,5 раза.
Сравнение SiC MOSFET (900 В) и Si IGBT (650 В)
Динамические потери SiC-ключей (900 В, 65 мОм) и IGBT (600 В, 30 А) в одинаковых режимах работы (400 В, 150 °C и 10 А) различаются в 4 раза (60 и 260 мДж соответственно).
На ранней стади исследований очень сложно оценить, насколько может измениться удельная мощность и плотность мощности автомобильных тяговых преобразователей от внедрения в них новых 900-вольтовых SiC MOSFET-транзисторов. Однако первый опыт применения в других системах демонстрирует высокий потенциал по плотности мощности (свыше 20 кВт/л) и эффективности преобразования (пиковое значение 99%) [10]. Для устройств с напряжением питания 400-700 В применение новых SiC MOSFET-транзисторов Cree обеспечивает уровень технической и экономической эффективности, недостижимый при использовании 650-вольтовых кремниевых IGBT- или MOSFET-приборов. Такие основные преимущества SiC, как более высокое рабочее напряжение, меньшие потери проводимости и переключения, меньшее количество компонентов (в результате использования body-диодов) и повышенная надежность, теперь могут быть реализованы на системном уровне. В сочетании с другими карбидокремниевыми компонентами, такими как 650-вольтовые диоды и 1200-вольтовые SJ MOSFET, уже выпускаемыми в исполнениях для автомобилей, новый SiC MOSFET с напряжением 900 В готов к испытаниям в составе тягового преобразователя HEV/EV.
- Casady J. B. SiC Power Devicesand Modules Maturing Rapidly // Power Electronics Europe. 2013. Jan.-Feb.
- Liu J., Mookken J., Wong Kin Lap. Highly Efficient, and Compact ZVS Resonant Full Bridge Converter using 1200V SiC MOSFETs / Power Conversion Intelligent Motion (PCIM). Nuremberg. Germany. 2014. May.
- Liu J., Wong K. L. Silicon Carbide (SiC) 10 kW Interleaved Boost Converter Achieves 99,1% Peak Efficiency / Bodo’s Power Systems. 2012. Dec.
- Mookken J., Agrawal B., Liu J. Efficient and Compact 50 kW Gen 2 SiC Device Based PV String Inverter / Power Conversion Intelligent Motion (PCIM). Nuremberg. Germany. 2014. May.
- Cree SiC MOSFETs Revolutionize Shinry Hybrid-Electric and Electric-Vehicle Power Converters, Achieving Industry-Leading 96-Percent Efficiency / Cree Press Release. 2013. Oct. st. 31.
- Doan D. Next-Generation Power SiC Devices for High Volume Applications / Applied Power Electronics Conf. (APEC) Industrial Session 2. Ft. Worth. TX. 2014. March. 20th.
- Casady J. B. Cree SiC MOSFET & Module Family Update / Applied Power Electronics Conf. (APEC) Vendor Forum Ft. Worth. TX. 2014. March 18th.
- Wang G., Mookken J., Rice J., Schupbach M. Dynamic and Static Behavior of Packaged Silicon Carbide MOSFETs in Paralleled Applications / Applied Power Electronics Conf. (APEC), Ft. Worth. TX. 2014. March 20th.
- Silicon Carbide Power MOSFETs: Breakthrough Performance from 900 V up to 15 kV / J. W. Palmour, L. Cheng, V. Pala, D. J. Lichtenwalner, E. V. Brunt, G.-Y. Wang, J. Richmond, M. O. Loughlin, S. T. Allen, A. A. Burk, C. Scozzie / International Symposium on Power Semiconductor Devices and ICs. 2014. June 15th-19th.
- 40 kW/L High Switching Frequency Three-Phase 400 Vac All-SiC Inverter / K. Sasaki, S. Sato, K. Matsui, Y. Murakami, S. Tanimoto, H. Tanisawa / Materials Science Forum Vols. 2013. Trans Tech Publications. Switzerland.