Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 4

№ 1’2011
PDF версия
Статья посвящена современным бесконтактным системам защиты (СЗ) силовых электронных устройств (СЭУ). Рассматривается комплекс задач, решаемых при проектировании СЗ для тиристорных преобразователей частоты (ТПЧ) с автономными резонансными инверторами (АИР) с учетом их характерных особенностей. Описаны методы бесконтактной защиты и непосредственно тиристорно-конденсаторные выключатели (КВК). Приводятся результаты моделирования в среде MATLAB с помощью инструментов пакета Simulink процессов аварийного и рабочего отключений ТПЧ с АИР удвоением частоты и закрытым входом.

Несмотря на исключительно бурное развитие и широкое применение СЭУ с использованием современных полностью управляемых (IGBT, MOSFET) силовых полупроводниковых приборов (СПП), а также силовых гибридных модулей (СГМ) на их основе, интеллектуальных приборов и модулей (СИП, СИМ), дальнейшее развитие частично управляемых (SCR), запираемых (GTO, GCT, IGCT) и других видов тиристоров не прекращается. Их использование в современных СЭУ по-прежнему актуально [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Сравнительный анализ состояния, развития, реализации необходимых функциональных характеристик и экономических показателей современных СЭУ на основе различных СПП показывает целесообразность использования тиристоров в СЭУ средней и особенно большой мощности как по экономическим показателям, так и по простоте реализации ряда функциональных и технических показателей [5, 6, 7, 9, 10]. Таковыми СЭУ, в первую очередь, являются ТПЧ с АИР, широко используемые для питания современных энергоемких электротехнологических установок (ЭТУ) индукционного сквозного (или поверхностного) нагрева разнообразных металлических заготовок под штамповку, в том числе с использованием метода сверхпластичности, открытой и вакуумной плавки металлов и сплавов, литья алюминия в электромагнитный кристаллизатор, термической и электроэрозионной обработки деталей и изделий, микродугового оксидирования алюминиевых и титановых сплавов, высокочастотной сварки, пайки и др. Следует отметить, что прерывание некоторых технологических процессов даже на весьма короткое время ведет либо к необратимому браку и большим материальным потерям, либо к опасным ситуациям, таким как пожары и взрывы. В этой связи все вопросы, связанные с проектированием систем, элементов защиты и управления ТПЧ с АИР для питания ЭТУ, имеют первостепенное значение во всех случаях их использования [6, 8, 9–16]. Острота этой проблемы связана с высокой энергоемкостью, рядом особенностей отдельных современных прогрессивных технологических процессов (например, исключение перерыва питания по ходу технологического процесса), а также с использованием ТПЧ с АИР для широкого круга ЭТУ, что в свою очередь определяет большое число условий и режимов работы, параметров, функций и т. д. [9].

В общем случае ТПЧ с АИР, как источник питания ЭТУ, представляет собой сложную систему, где относительно «слабым» по надежности звеном является силовая часть АИР [6, 9, 10, 16]. При этом для успешного решения основных задач обеспечения (повышения) надежности СЭУ (ТПЧ с АИР) требуется комплексный подход к нормированию и контролю надежности и других эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ), реализованный в ГОСТ РВ 20.39.303-98 и ГОСТ РВ 20.57.304-98. Сущность такого подхода сводится к одновременному и взаимосвязанному заданию, реализации и проверке выполнения требований к надежности и ЭТХ, то есть к уровню нормируемых показателей безотказности, ремонтопригодности, живучести, безопасности, долговечности, а также параметров заданной (выбранной) системы технического обслуживания, ремонта и других характеристик модели эксплуатации. Требуемый уровень надежности СЭУ может быть достигнут только при решении комплекса задач с учетом требований к современным СЗ и результатов, полученных на всех этапах исследований, которые рассмотрены автором в [6, 8–10, 17, 18, 19, 20, 21, 22]. Многолетний опыт эксплуатации ТПЧ с различными группами схем АИР, широко используемых для установок индукционного нагрева и других ЭТУ, показывает, что при проектировании СЗ для них должен быть решен комплекс следующих основных задач:

  • повышение устойчивости работы ТПЧ с АИР во всех рабочих режимах (пуск, установившийся режим, отключение) и при изменениях величины и характера нагрузки в диапазоне, определяемом технологическим процессом;
  • контроль и исключение режимов работы ТПЧ с АИР и нагрузки, приводящих к аварийным ситуациям;
  • достоверное (надежное) выявление начала развития аварийного процесса и надежное (быстрое) отключение ТПЧ с АИР с ограничением аварийного тока и перенапряжений на уровне, исключающем повреждение элементов;
  • для ответственных ЭТУ, не терпящих перерыва питания, обеспечение надежного и быстрого (определяется технологическим процессом) переключения на резервный источник (резервированный ТПЧ с АИР) и отключение основного;
  • выбор и запись необходимых параметров для протоколирования (например, запись на флеш-память) результатов контроля и аварийного отключения (или переключения на резервный) ТПЧ с АИР.

В этой связи при проектировании СЗ важным и необходимым является учет всех особенностей работы ТПЧ с АИР для конкретной ЭТУ во всех возможных условиях и режимах, в том числе и аварийных, с целью выявления причин, видов отказов, установления и определения необходимых показателей, характеристик и параметров как всей СЗ, так и ее элементов. Одним из условий, влияющих на надежность работы АИР, является характеристика нагрузки ЭТУ. Например, при индукционном нагреве для разнообразных целей (плавка, штамповка, закалка, отпуск, литье алюминия в ЭМК, обработка металлов методом сверхпластичности и др.) нагрузка представляет собой нагрузочный колебательный контур (индуктор), причем величина и характер ее может меняться по ходу технологического процесса в широких пределах. В других случаях (сварка, электроэрозионная обработка металлов и др.) динамические характеристики нагрузки отличаются нестабильностью, и эквивалентное значение сопротивления нагрузки может изменяться от холостого хода до режима, близкого к короткому замыканию. Все это приводит к значительному изменению схемного времени tвсс восстановления тиристоров, которое всегда должно соответствовать неравенству: tвссКнtвс, где tвс — паспортное значение времени восстановления (выключения) запирающих свойств тиристоров, Кн — коэффициент надежности, учитывающий влияние ряда параметров на tвсс. Известно, что время tвсс зависит от температуры полупроводниковой структуры, величины обратного напряжения (Uоб) в процессе выключения, скорости нарастания повторного прямого напряжения (dUа/dt) после выключения и др. При выборе значений Кн определяющим для всех схем АИР с встречными диодами является низкое значение Uоб (Uоб = UVD — падение напряжения на встречном диоде) и относительно высокое значение dUа/dt, что приводит к значениям Кн≥(1,5–2,5). Это необходимо учитывать и при проектировании СЗ (и ее элементов) для ТПЧ с АИР со встречными диодами [9].

Реализация указанных выше задач в полной мере и выполнение основных требований к СЗ для ТПЧ с АИР обеспечиваются результатами выполнения ряда таких основных этапов, как определение и анализ характерных аварийных процессов, выбор и расчет защитных показателей (характеристик) и др. [10, 21]. Следует подчеркнуть, что расчет таких показателей СЗ, как tсз — время отключения АИР от источника питания, tпв — полное время успешной ликвидации аварийного процесса в АИР, является определяющим с точки зрения установления степени перегрузки СПП ТПЧ с АИР по току и выбора аппаратов защиты (отключения) и датчиков отказов — основных элементов СЗ [10, 31]. По принципу действия и выполнению аппараты защиты (соответственно, и СЗ) подразделяются на контактные, которые осуществляют ограничение и отключение аварийного тока путем электрического разрыва цепи, и бесконтактные. Для некоторых групп СЭУ примененяются такие контактные аппараты защиты, как: быстродействующие плавкие предохранители (например, типов ПНБ5, ПБФ, ПБВ2, ПП59); быстродействующие электромагнитные автоматические выключатели с индукционно-динамическим приводом (например, ВАТ-42, ВАТ-46); универсальные автоматические выключатели для цепей постоянного и переменного тока с электромагнитными, тепловыми и полупроводниковыми расцепителями (например, А3700); автоматические выключатели с одновременным действием электродинамического и электромагнитного механизмов отключения; специальные (вакуумные выключатели, импульсные дуговые и взрывные коммутаторы) с узкой областью использования и др. [23]. Относительно низкое быстродействие и коммутационные перенапряжения, возникающие в процессе отключения аварийных токов, значительно ограничивают использование их в СЗ высокочастотных СЭУ. В ТПЧ с АИР удвоением частоты и встречными диодами они нашли применение как резервные средства защиты, обеспечивающие отключение ТПЧ при отказе основных (бесконтактных) устройств защиты, что является обязательным согласно правилам техники безопасности, а также как коммутационный аппарат для включений и отключений ТПЧ в рабочих режимах [9, 10, 23]. Несмотря на непрерывное совершенствование конструкций и схем контактных аппаратов, выполнение всех основных требований, предъявляемых к ним, весьма затруднительно и даже проблематично. В этой связи бурное развитие СПП вызвало создание бесконтактных (полупроводниковых) аппаратов и СЗ, обладающих значительно лучшими технико-экономическими показателями и характеристиками, которые, в ряде случаев, принципиально недоступны для контактных. Особенностью бесконтактных аппаратов защиты является ограничение аварийного или рабочего тока без электрического разрыва цепи. В настоящее время тандем из быстродействующих бесконтактного аппарата защиты и датчиков отказов наряду с использованием средств электроники, цифровой и вычислительной техники позволяет создать СЗ для ТПЧ с АИР (и резервированных ТПЧ) и других СЭУ, удовлетворяющие основным современным требованиям. Важными отличительными достоинствами бесконтактных средств и СЗ, наряду с высоким быстродействием и экономичностью, являются: возможность совмещения отдельных функциональных элементов СЭУ и средств (системы) защиты; возможность отдельного или одновременного использования нескольких методов (способов) для защиты СЭУ. Пример построения современной бесконтактной СЗ для ТПЧ с АИР, где в качестве бесконтактного аппарата защиты использован быстродействующий тиристорно-конденсаторный выключатель (КВК), описан автором в [10].

Рассмотрим подробнее варианты схемотехнической реализации КВК и используемых методов бесконтактной защиты применительно к ТПЧ с АИР. На рис. 1а, б приведена обобщенная функциональная схема такой СЗ с двумя вариантами выполнения КВК, состоящая из: ТПЧ с АИР индуктивным входом, питание которого осуществляется от трехфазной промышленной сети 50 Гц с Uc = 220/380 В через резервный электромагнитный автоматический выключатель АВ, мостовой тиристорный выпрямитель ВПТ, входную индуктивность Lвх с нулевым шунтирующим диодом VD0, при этом управление АИР и ВПТ осуществляется соответственно блоками БУИ и БУВ; бесконтактной СЗ, состоящей из КВК, блоков быстродействующих датчиков БДТ и защиты БЗ.

 Обобщенная функциональная схема бесконтактной СЗ СЭУ

Рис. 1. Обобщенная функциональная схема бесконтактной СЗ СЭУ:
а) с БС;
б) с коммутирующими тиристорами

Неоспоримые преимущества КВК определяют большой интерес к ним и широкое использование их в СЗ разнообразных СЭУ, начиная со времени появления тиристоров [24–26]. По схемотехнической реализации тиристорные КВК можно разделить на следующие группы:

  • с питающим тиристором (коммутационный элемент), с помощью которого и осуществляется подключение (отключение) источника постоянного тока СЭУ (например, АИР);
  • с использованием тиристоров ВПТ в качестве коммутационного элемента;
  • с использованием в качестве коммутационного элемента тиристоров АИР и ВПТ, которые будут рассмотрены в следующей работе.

Принцип действия и особенности различных вариантов КВК описаны в технической литературе [9, 11, 12, 24–30]. Анализ и опыт эксплуатации показывают, что СЗ (ТПЧ с АИР) с использованием одного КВК первой группы имеют узкие функциональные возможности из-за реализации защитного отключения ограниченного числа видов аварий, относительно низкие надежность и КПД при отказах питающего тиристора, а также из-за необходимости включения последовательно с диодным выпрямителем питающего тиристора на полный ток ТПЧ. При прочих равных условиях и одинаковом быстродействии повышенными надежностью и КПД обладают КВК второй группы — благодаря исключению питающего тиристора, работающего в более тяжелом режиме, чем тиристоры ВПТ. Кроме того, они обладают расширенными функциональными возможностями: позволяют реализовать как раздельно, так и в сочетании несколько методов бесконтактной защиты; использовать ВПТ как коммутационный элемент при аварийных и рабочих отключениях, а также как регулятор (стабилизатор) входного (Ud) напряжения [9, 24, 25]. Возможны следующие методы бесконтактной защиты ТПЧ с АИР при аварийных режимах:

  • блокирование работы БУВ тиристорного выпрямителя (ВПТ);
  • перевод тиристорного выпрямителя (ВПТ) в инверторный режим с последующим блокированием работы БУВ при спаде тока выпрямителя до нуля;
  • с одновременным блокированием работы БУВ и принудительным гашением аварийного тока ВПТ с помощью КВК;
  • с одновременным блокированием работы БУВ, БУИ и принудительным гашением аварийного тока АИР с помощью КВК.

Приведенный на рис. 1а КВК состоит, кроме ВПТ (VS1–VS6), из коммутирующего устройства, состоящего из блока симистров БС (VS7-VS9), двух коммутирующих цепочек C1–L1–VD1 и C2–L2–VD2 и зарядного резистора R1 [27, 29]. Данный КВК обладает высоким быстродействием, эффективностью и широкими функциональными возможностями, то есть способен реализовать защитное отключение без повреждений СПП при характерных отказах в ТПЧ с АИР, рассмотренных в [10], а также позволяет реализовать первые три метода бесконтактной защиты, приведенные выше. Отличительным в КВК, показанном на рис. 1б, является то, что коммутирующее устройство состоит из диодного моста ДМ, двух коммутирующих цепочек C1–VS7–L1–VD7 и C2–VS8–L2–VD8. Наличие VD7, VD8 позволяет ограничить перенапряжения на тиристорах ВПТ в процессе аварийного запирания их. В настоящее время КВК составляют основу, а также определяют такие важные защитные показатели современных СЗ СЭУ, как быстродействие (tсз, tпв) и эффективность, которая, в свою очередь, во многом определяется коммутирующей способностью КВК. Под коммутирующей способностью КВК следует понимать совокупность обеспечения по крайней мере двух основных условий: быстрого, селективного и надежного прерывания аварийного тока и необходимого (достаточного) схемного времени восстановления управляемости питающего (или ВПТ) тиристора КВК. Указанные условия могут быть оценены следующими коэффициентами:

Формула

где ImКВК, ImАВ — амплитудное значение токов соответственно через коммутирующий тиристор КВК и допустимой аварийной перегрузки питающего тиристора КВК (тиристора ВПТ), при длительности 10 мс и начальной температуре структуры +140 °С; tвсс, tвык — соответственно схемное и паспортное время восстановления (выключения) управляемости питающего тиристора КВК (тиристора ВПТ).

Для исследования процессов аварийного и рабочего отключений ТПЧ с АИР удвоением частоты, встречными диодами и закрытым входом (рис. 1а) была разработана обобщенная схемотехническая модель в системе MATLAB+Simulink, которая приведена на рис. 2, где обозначения блоков и элементов в модели идентичны обозначениям по рис. 1а.

 Обобщенная схемотехническая модель процессов аварийных (рабочих) отключений ТПЧ с АИР

Рис. 2. Обобщенная схемотехническая модель процессов аварийных (рабочих) отключений ТПЧ с АИР

В модели приведены также блоки управления (БУВ, БУИ, БЗ), контроля и измерений параметров (токов, напряжений, временных интервалов), приняты реальные значения параметров СПП, активных сопротивлений Lвх, L1,2 питающей сети Uc, а также нагрузки при входных мощностях Рвх1 = 255 кВт и Рвх2 = 127,5 кВт, напряжении Ud = 510 В и частоте инвертирования АИР fн = 1000 Гц. Исследования проводились для характерного аварийного режима рассматриваемых АИР — сквозного срыва инвертирования при максимальных значениях входного тока Id01 = 500 А (Рвх1 = 255 кВт), Id02 = 250 А (Рвх2 = 127,5 кВт), при этом параметры ТПЧ и КВК менялись и имели следующие значения: Lвх = 4; 2; 0,8; 0,4 мГн; С1 = С2 = 200; 100; 50 мкФ; L1,2 = 8 мкГн; R1 = 20 Ом; Uc1 = Uc2 = 250 В. При всех вариантах аварийного отключения принималось несколько завышенное время задержки срабатывания датчика аварии tдт = 35 мкс. Рассмотрим результаты моделирования процесса аварийного (рабочего) отключения по первому методу — блокированием работы БУВ ВПТ по сигналу БЗ (tдт = 35 мкс), полученные на модели по рис. 2. На рис. 3а приведены временные диаграммы токов: входного (id), через VD0 (ivd0); напряжений: входного (Ud), на конденсаторах С1,2 (Uc1, Uc2) при аварийном отключении ТПЧ и Id01 = 500 А, Lвх = 4 мГн, где момент блокирования БУВ (после сквозного срыва инвертирования в АИР) обозначен tдт. По результатам моделирования этого процесса получены зависимости (рис. 3б):

Формула
 Временные диаграммы

Рис. 3. Временные диаграммы:
а) id, Ud, Uc1(Uc2), ivd0 при аварийном отключении ТПЧ с АИР (метод блокирования работы БУВ) и Id01 = 500 А; Lвх = 4 мГн;
б) зависимость Idm1*, Idm2* = F(Lвх*), при Id01 = 500 А, Id02 = 250 А

На рис. 4 приведены временные диаграммы указанных выше параметров (рис. 3а), где момент начала рабочего отключения обозначен tбк.

 Временные диаграммы

Рис. 4. Временные диаграммы:
id, Ud, Uc1(Uc2), ivd0 при рабочем отключении ТПЧ с АИР (метод блокирования работы БУВ) и Id01 = 500 А; Lвх = 4 мГн

Рассмотрим результаты моделирования процесса аварийного (рабочего) отключения по второму методу — переводом ВПТ в инверторный режим по сигналу БЗ (tдт = 35 мкс), полученные на модели по рис. 2. На рис. 5а приведены временные диаграммы: id, Ud, Uc1,Uc2 (отключенном VD0) при β = 130 град. эл, Id01 = 500 А, Lвх = 4 мГн. По результатам моделирования получена зависимость (рис. 5б) τiВПТ* = F(β), где τiВПТ — длительность протекания аварийного тока ВПТ при Id01 = 500 А, Lвх = 4 мГн, τiвпт* = τiВПТiРО; τiРО = 6,5 мс — длительность тока через ВПТ при рабочем отключении (путем блокирования СУВ), которая определена, по приведенным на рис. 4 временным диаграммам. На рис. 6 приведены временные диаграммы id, Ud, Uc1(Uc2) при рабочем отключении переводом ВПТ в инверторный режим, где момент рабочего отключения обозначен как tин.
 Временные диаграммы при аварийном отключении ТПЧ

Рис. 5. Временные диаграммы:
а) id, Ud, Uc1(Uc2) при аварийном отключении ТПЧ с АИР (перевод ВПТ в инверторный режим) и β = 130 град. эл, Id01 = 500 А; Lвх = 4 мГн;
б) зависимость τiВПТ* = F(β) при Id01 = 500 А, Lвх = 4 мГн

 Временные диаграммы при рабочем отключении ТПЧ

Рис. 6. Временные диаграммы: id, Ud, Uc1(Uc2) при рабочем отключении ТПЧ с АИР (перевод ВПТ в инверторный режим) и β = 130 град. эл, Id01 = 500 А; Lвх = 4 мГн

Далее рассмотрим результаты моделирования процесса аварийного отключения по комбинированному методу — с одновременным блокированием работы БУВ и принудительным гашением аварийного тока ВПТ с помощью КВК (рис. 1а), полученные на модели по рис. 2. На рис. 7а приведены временные диаграммы токов: id, ivd0, iсим (через симисторы БС) и напряжения Ud при Id01 = 500 А; Lвх = 0,8 мГн, С1 = С2 = 200 мкФ, L1,2 = 8 мкГн, Uc1 = Uc2 = 250 В. По результатам моделирования получена зависимость (рис. 7б)

Формула
 Временные диаграммы

Рис. 7. Временные диаграммы:
а) id, Ud, iсим, ivd0 при аварийном отключении ТПЧ с АИР (комбинированный метод), при Id01 = 500 А; Lвх = 0,8 мГн;
б) зависимость tвсс* = F(Lвх*, C1,2*) при Id01 = 500 А; Lвх = 0,8 мГн

Анализ полученных результатов моделирования показывает, что использование комбинированного метода с применением рассмотренных КВК позволяет ликвидировать такие аварийные процессы в ТПЧ с АИР, как сквозной или частичный срывы инвертирования АИР, КЗ нагрузки или шин питания ±ВПТ на «землю» и пробой VD0, обладает весьма высоким быстродействием (практически определяемым быстродействием датчика tдт) и эффективностью. Кроме того, при относительно больших значениях Lвх, что характерно для ТПЧ с АИР закрытым входом повышенной (большой) мощности, эффективным, как показывают результаты моделирования, является использование метода перевода ВПТ в инверторный режим как при рабочих, так и при аварийных отключениях.

 

Выводы

Приведен комплекс задач, решаемых при проектировании современных бесконтактных СЗ для ТПЧ с АИР с учетом особенностей работы их в установках индукционного нагрева, рассмотрены методы и средства бесконтактной защиты, в том числе и с помощью тиристорных КВК.

Выполнено схемотехническое моделирование процессов аварийного, рабочего отключений ТПЧ с АИР закрытым входом при различных методах бесконтактной защиты, получены временные диаграммы и зависимости, позволяющие оценить влияние параметров ТПЧ с АИР и элементов СЗ на ее показатели. Отмечены высокое быстродействие и эффективность СЗ при использовании принудительного гашения аварийного тока ВПТ с помощью КВК, а также целесообразность использования метода перевода ВПТ в инверторный режим для ТПЧ с АИР закрытым входом повышенной мощности при рабочих и аварийных отключениях.

Все статьи цикла:

Литература
  1. Гришанин А., Мускатиньев В., Бормотов А. Силовые полупроводниковые ключи для преобразователей частоты систем индукционного нагрева // Силовая электроника. 2010. № 3.
  2. Ланцов В., Эраносян С. Электронная компонентная база силовых устройств. Часть 1, 2 // Силовая электроника. 2009. № 5; 2010. № 1.
  3. Мартыненко В., Хапугин А., Гришанин А., Чибиркин В., Конюхов А., Веселова Н., Сурма А. Разработка мощных фототиристоров с функциями самозащиты // Силовая электроника. 2009. № 5.
  4. Пржибилла Дж., Келлер Р., Шульце Х.-Я., Нидерностхайде Ф.-Я., Пеппель Т. Тиристоры с оптическим управлением для импульсной энергетики // Силовая электроника. 2009. № 5.
  5. Аитов И. Тиристорные источники питания повышенной мощности для электротехнологических установок // Силовая электроника. 2008. № 3.
  6. Аитов И., Зиннатуллин Р. Тиристорные источники питания для ответственных электротехнологических установок // Силовая электроника. 2008. № 2.
  7. Зинин Ю. Проектирование регулируемых тиристорных преобразователей повышенной частоты // Силовая электроника. 2008. № 4.
  8. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х. Система гарантированного питания для электротехнологических установок // Электричество. 1988. № 4.
  9. Аитов И. Л. Силовые электронные устройства: Уч. пособие. Уфа: УГАТУ. 2009.
  10. Аитов И. Вопросы построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 1 // Силовая электроника. 2010. № 1.
  11. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х., Хомяков И. М. Вопросы управления резервированными системами питания повышенной частоты // Электромеханика. 1986. № 9.
  12. А. с. № 877709 (СССР). Источник бесперебойного питания / И. Л. Аитов, Д. А. Гайнанов, Ф. Х. Кутдусов // Бюл. 1991. № 40.
  13. А. с. № 1327228 (СССР). Способ управления резервированным резонансным инвертором / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов // Бюл. 1987. № 28.
  14. А. с. № 856362 (СССР). Резервированный преобразователь частоты / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов // Зарегистр. в Госреестре изобр. СССР 14.04.1981.
  15. А. с. № 1304154 (СССР). Способ управления резервированным резонансным инвертором / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов // Бюл. 1987. № 14.
  16. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х., Гайнанов Д. А. Оценка и пути повышения надежности тиристорных преобразователей частоты: Преобразовательная техника. Новосибирск: Изд-во НЭТИ. 1980.
  17. Аитов И., Кушекова Э. Повышение надежности тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок // Силовая электроника. 2009. № 1.
  18. Аитов И., Кушекова Э. Вопросы предпускового контроля резервированных тиристорных преобразователей частоты // Силовая электроника. 2009. № 3.
  19. Пат. № 2365023 (РФ). Высоковольтный автономный инвертор / И. Л. Аитов, Р. И. Зиннатуллин // Бюл. 2009. № 23.
  20. Аитов И. Ограничение аварийного тока в многомостовых тиристорных автономных инверторах с индуктивно-емкостным входом // Электромеханика.1978. № 5.
  21. Аитов И., Шалупова Г. Особенности построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты с автономными резонансными инверторами. Часть 2 // Силовая электроника. 2010. № 2.
  22. Аитов И., Шалупова Г. Система аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 3 // Силовая электроника. 2010. № 3.
  23. Наметоков К. К., Ильина Н. А., Шкловский И. Г. Аппараты для защиты полупроводниковых устройств. М.: Энергоатомиздат. 1988.
  24. Глух Е. М., Зеленов В. Е. Защита полупроводниковых преобразователей. М.: Энергия.1970. Изд. второе. М.: Энергоиздат. 1982.
  25. Аитов И. Л. Системы управления и защиты автономных преобразователей частоты. Учебное пособие. Уфа.: УАИ. 1979.
  26. Могилевский Г. В., Райнин В. Е., Гребенник В. И. Полупроводниковые аппараты защиты. М.: Энергия. 1980.
  27. А. с. № 520661 (СССР). Устройство защиты мостового тиристорного преобразователя от внешних и внутренних коротких замыканий / И. Л. Аитов // Бюл. 1976. № 25.
  28. А. с. № 1261068 (СССР). Преобразователь частоты с защитой / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов, Р. А. Габбасов // Бюл. 1986. № 36.
  29. А. с. № 836719 (СССР). Устройство для защиты мостового тиристорного преобразователя / И. Л. Аитов // Бюл. 1981. № 21.
  30. Пат. № 2394347 (РФ). Тиристорный преобразователь частоты / И. Л. Аитов, Э. Р. Кушекова // Бюл. 2010. № 19.
  31. Аитов И. Л., Воробьев Ю. В. Экспериментальное исследование быстродействующих датчиков сквозного срыва инвертирования и помех, возникающих в них: тиристорные преобразователи частоты для индукционного нагрева металлов. Уфа: Изд-во УАИ. 1976. Вып. 91.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *