Особенности построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты с автономными резонансными инверторами. Часть 2
Все статьи цикла:
- Вопросы построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 1
- Особенности построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты с автономными резонансными инверторами. Часть 2
- Система аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 3
- Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 4
- Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 5
- Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 6
Продолжение. Начало в №1’2010
В настоящее время для ЭТУ индукционного нагрева заготовок, открытой и вакуумной плавки металлов и сплавов, литья алюминия в электромагнитный кристаллизатор (ЭМК), термической и электроэрозионной обработки деталей и изделий, а также других целей широкое применение нашли ТПЧ с различными группами схем АИР, обладающими рядом известных достоинств и преимуществ [1-6]. К таким группам следует отнести:
- схемы АИР с закрытым входом, встречными диодами, удвоением частоты и выходного напряжения;
- схемы АИР с закрытым входом, встречными диодами, удвоением частоты и умножением выходного напряжения;
- схемы АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами;
- схемы АИР с открытым входом, удвоением частоты и отсекающими диодами;
- схемы АИР с открытым входом, отсекающими диодами и умножением частоты.
В каждой из указанных групп схемы АИР классифицируются как по типу силовой ячейки (например, с нулевым выводом, полумостовая, мостовая и т. д.), так и по схеме соединения нескольких ячеек между собой (параллельное, мостовое, каскадное и др.). Такая более подробная классификация схем АИР рассмотрена в [1]. Как показали исследования (в том числе и экспериментальные) аварийных процессов при срыве инвертирования в различных схемах АИР, на требования быстродействия защиты и аварийную нагрузку тиристоров (диодов) значительное влияние в первую очередь оказывает режим работы источника питания АИР (с закрытым, открытым входом), а затем схемы выполнения ячеек и соединения их между собой. Так, в [7] приведены результаты исследования аварийных процессов при срыве инвертирования для схем первых двух классификационных групп АИР с закрытым входом, когда источник питания (например, ВП или тиристорный ВПТ) выполнен с индуктивным фильтром Ld>>LK0, где Lk0 — эквивалентное значение коммутирующей индуктивности АИР. Полученные результаты являются основой при разработке систем (устройств) защиты (СЗ) ТПЧ с указанными группами схем АИР и позволяют судить о возможности практически исключить выход из строя тиристоров (диодов) при срывах инвертирования.
Отличительным для схем АИР с открытым входом является выполнение ВП (ВПТ) с индуктивно-емкостным LdCф фильтром, при этом Сф(Ср)>>Ск0, где Ск0 — эквивалентное значение емкости коммутирующего конденсатора АИР. Наличие на входе АИР индуктивно-емкостного фильтра приводит при срыве инвертирования, несмотря на быстрое отключение ВП (ВПТ), к протеканию через тиристоры АИР аварийного разрядного тока iap, величина и крутизна нарастания которого (особенно в мощных многомостовых АИР), если не принять мер, могут быть недопустимо большими. В этой связи в используемых мостовых схемах АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами используются различные схемные решения, направленные на ограничение тока iapp разделительного (фильтрового) Cp конденсатора, например, путем включения части (частей) коммутирующей индуктивности в цепи Cp или тиристоров, а также и другие решения [1, 2, 5, 8, 9]. Для сравнительной оценки аварийной нагрузки тиристоров (диодов), выбора метода и средств при разработке СЗ, рассмотрим анализ аварийного процесса при срыве инвертирования в ТПЧ с АИР с открытым входом, удвоением частоты, встречными диодами и различными схемами ограничения iар, которые находят широкое применение в индукционных ЭТУ мощностью 50-250 кВт, частотой 2-5 кГц. Построение, принцип работы, основные параметры и характеристики таких АИР подробно рассмотрены в [1, 2, 5, 8]. На рис. 1а, б приведены схемы ТПЧ с двумя вариантами одномостовых АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами. Каждая из приведенных схем АИР состоит из тиристоров VS1-4, встречных диодов VD1-4, коммутирующих конденсатора Ск и индуктивности Lk0 = LK+L3, где L3 — защитная индуктивность.
Рис. 1. Варианты одномостовых схем АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами
Питание ТПЧ, состоящего из мостового выпрямителя ВП (ВПТ) и АИР, осуществляется от первичной 3-фазной промышленной сети 50 Гц, Uc = 220/380 В. При этом выходное напряжение ВП составляет = 520 В и подается на вход АИР через входные дроссели Ld1. Нагрузка (управляемый объект УО), представляющая собой в индукционных ЭТУ скомпенсированный нагрузочный колебательный контур с эквивалентным активным сопротивлением включена в цепь разделительного конденсатора Cp. Для ограничения тока iap через тиристоры АиР (рис. 1а) при срыве инвертирования в цепь Cp включена L3, которая составляет определенную часть Lk0. Во избежание циркуляции колебательного тока внутри инверторного моста, защитная индуктивность выбирается из условия:
Lз≤(0,25-0,3)Lкo. (1)
Кроме ограничения аварийного тока iap, включение Lз позволяет также снизить крутизну нарастания duvs/dt прямого напряжения на тиристорах при рабочих режимах работы АИР [4, 5, 8]. При срыве инвертирования в АИР (рис. 1б) ограничение аварийного тока iap в Cp осуществляется Lk0, что более эффективно. Однако такое выполнение и включение Lk0 значительно усложняет конструкцию и увеличивает потери в АИР. В схемах АИР (рис. 1а, б) величина Cp практически выбирается из условия: Cp = 5Ск0, тогда Ск = Cp/4, где Ск0 — эквивалентное значение коммутирующего конденсатора АИР [4, 8]. На рис. 2, 3 приведены схемы ТПЧ с вариантами много-(двух-) мостовых АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами. В схеме на рис. 2 отличительным является то, что инверторные мосты М1 и М2 работают параллельно и подключены к ВП и нагрузке через отдельные Ld1, Cp1, L31 и Ld2, Cp2, Lз2. В результате такого включения относительная величина Cp1, Cp2 уменьшается, а Lз1, Lз2 увеличивается, а также появляется возможность фазового регулирования выходной мощности (напряжения на нагрузке) методом геометрического суммирования токов мостов М1, М2 [1, 4].
Рис. 2. Схема двухмостового АИР с открытым входом и раздельным включением мостов к нагрузке
В схеме на рис. 3 инверторные мосты соединены параллельно, что ведет к относительному увеличению емкости конденсатора Cp и уменьшению L. В результате амплитуда и крутизна нарастания аварийного разрядного тока iap в мощных мостовых АИР могут достигать опасных величин и приводить к выходу из строя тиристоров при срыве инвертирования, особенно при малых значениях L3.
При таком включении инверторных мостов одним из решений является ограничение тока iap с помощью специального устройства, путем ускоренного колебательного перезаряда конденсатора Cp через индуктивность Ln, которая составляет часть Lз[9]. Устройство перезаряда (УП) состоит из тиристора VS5, диода VD5 и конденсатора С1 (рис. 3). В общем случае работа УП осуществляется следующим образом. При возникновении срыва инвертирования в М1 аварийный разрядный ток iap начинает протекать, например, через тиристоры VS1, 2; далее по сигналу датчика срыва инвертирования блокируются импульсы управления тиристорами М1, М2 АИР, включается VS5 УП и начинается процесс ускоренного перезаряда Ср током перезаряда in через VS5, С1 и Ln. Условиями перехвата и ограничения тока iаp являются: fn>fp, Inm>Ipmчто достигается соответствующим выбором параметров Ln и С1, где fn fp и Inm, Ipm — частота и амплитудное значение соответственно токов in, iар. После перезаряда конденсаторов Ср, С1 на обратную полярность происходит запирание тиристоров VS1, 2 М1 и VS5 УП.
Рис. 3. Схема АИР с параллельным включением мостов и устройством перезаряда конденсатора Ср
Для сравнительной оценки степени аварийной нагрузки тиристоров и выявления особенностей при сквозном срыве инвертирования напряжение питания Ud, выходная мощность Pn и частота инвертирования fn были выбраны одинаковыми для всех рассматриваемых схем АИР. Для исследования аварийного процесса срыва инвертирования, получения необходимых данных об аварийной нагрузке тиристоров и диодов, а также выявления особенностей различных схем ограничения аварийного тока iар конденсатора Сp для рассматриваемых схем ТПЧ с АИР с помощью пакета Simulink в системе MATLAB были разработаны модели, которые продемонстрированы на рис. 4-7. Обозначения блоков и элементов в моделях идентичны обозначениям на соответствующих рис. 1а, б; рис. 2, 3. Для сокращения количества линий связи и упрощения соединительные точки с одинаковыми потенциалами выполнены в виде треугольников с одинаковыми номерами. В моделях приведены также блоки управления (СУ), контроля и измерения параметров (токов, напряжений, времени). В инвертор-ных мостах М1, М2 управляющие импульсы на каждый тиристор подаются соответственно на входы Control 1, 2, 3, 4. Срыв инвертирования в М1 (рис. 1а, б; рис. 2, 3) имитируется однократной подачей импульса управления на тиристор VS2 в момент отпирания очередных VS1, 3, когда крутизна нарастания напряжения duo/dt на тиристорах VS2, 4 имеет наиболее высокое значение и (или) схемное время восстановления тиристоров tвсс является недостаточным [1]. В моделях при няты реальные значения параметров силовых полупроводниковых приборов (СПП), активных сопротивлений индуктивностей Lk0, Lk, L3, Ln, Ld1,2 питающей сети, а также нагрузок Rn == 0,5 Ом (рис.1а, б; рис.2, 3) при Рн = 125 кВт и fH = 2500 Гц.
Рис. 4. Модель схемы ТПЧ с АИР по рис. 1а
Рис. 5. Модель схемы ТПЧ с АИР по рис. 1б
Рис. 6. Модель схемы ТПЧ с АИР по рис. 2
Рис. 7. Модель схемы ТПЧ с АИР по рис. 3
Остальные элементы и параметры АИР по рис. 1а, б имеют следующие расчетные значения: Lк0 = 41 мкГн, LK = 28,7 мкГн, Lз = 12,3 мкГ’н (рис. 1а), Ск = 101,9 мкФ, Ск0 = 84,7 мкФ, при Ср = 500 мкФ; собственная частота и волновое сопротивление колебательного контура f0 = 2700 Гц, ρ0 = 0,7 Ом; входные дроссели Ld1 = 900 мкГн.
Для АИР по рис. 2, 3 параметры элементов мостов, соответственно, имеют следующие значения:
- LK0 = 82 мкГн, LK = 57,4 мкГн, Lз1= Lз2 = 24,6 мкГн, Ск0 = 42,35 мкФ, Ск = 512,9 мкФ при Ср1 = Ср2 = 211,75 мкФ, f0 = 2700 Гц, Ρο (М1, 2) = 1,4 Ом, Ld1 = Ld2 = 900 мкГн;
- Lk0 = 82 мкГн, LK = 57,4 мкГн, L3 = 24,6 мкГн, Ск0 = 42,35 мкФ, Ск = 52,9 мкФ при Ср = 500 мкФ, f0 = 2700 Гц, Ρ0 (М1, 2) = 1,4 Ом, Ld1 = 900 мкГн и С1 = 300 мкФ, Ln = 6 мкГн.
Моделирование аварийного процесса в схеме по рис. 3 выполнено для двух вариантов исполнения ТПЧ с АИР: без использования и с использованием УП ограничения разрядного аварийного тока Ср. Рассмотрим далее результаты моделирования аварийного процесса при срыве работы VS2 в М1, полученные по моделям, показанным на рис. 4-7.
На рис. 8 (модель рис. 4) приведены диаграммы: входного тока id1 АИР, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1, 2, тока ick в цепи Ск-Lк-М1, тока iH через нагрузку Rнэ. На рис. 9 (модель рис. 5) — входного тока id1 АИР, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1, 2, тока ick в цепи Ск-М1, тока iH через нагрузку Rнэ. На рис. 10 (модель рис. 6) — входного тока id1 М1 АИР, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1, 2, тока iM2 М2. На рис. 11 (модель рис. 7 без УП) — входного тока id1 АИР, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1, 2 М1, тока ick. в цепи Ск-Lк-М1, тока iM2 М2. На рис. 12, 13 (модель рис. 7 с УП) соответственно — входного тока id1 АИР, тока iVS5 через VS5, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1,2 М1, тока iM2 М2, а также (рис. 13) тока iVS5, напряжений uVS5 на тиристоре VS5 и uC1 на конденсаторе С1, тока iСр через конденсатор Ср и тока iVD5 через диод VD5. Во всех приведенных диаграммах момент срыва работы VS2 М1 обозначен как tcp.
Рис. 8. Временные диаграммы: входного тока id1 АИР, токов VS1, VS2 через тиристоры VS1, 2, тока ici, в цепи CK-LK-M1, тока через нагрузку Rнз (модель рис. 4)
Рис. 9. Временные диаграммы: входного тока id1 АИР, токов V iVS, iVS2через тиристоры VS1, 2, тока ick в цепи Ск-М1, тока iH через нагрузку Rнз (модель рис. 5)
Рис. 10. Временные диаграммы: входного тока id1 М1, токов ivgl, ivg2 через тиристоры VS1, 2, тока iM2 М2 (модель рис. 6)
Рис. 11. Временные диаграммы: входного тока id1 АИР, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1, 2 М1, тока ick в цепи Ск-1к-М1, тока iM2 М2 (модель рис. 7 без УП)
Рис. 12. Временные диаграммы: входного тока id1 АИР, тока iVS5 через VS5 УП, токов iVS1, iVS2 через тиристоры VS1, 2 М1, тока iM2 М2 (модель рис. 7 с УП)
Рис. 13. Временные диаграммы тока iVS5 и напряжения uVS5 на тиристоре VS5, напряжения uc1 на конденсаторе С1, тока iCp через конденсатор Ср и тока iVS5через диод VD5 (модель рис. 7 с УП)
Анализ результатов моделирования (рис. 8, 9) показывает, что включение Lз = (0,25-0,3)Lк0 в цепь Ср или Lк0/2 в цепи тиристоров АИР (рис. 1а, б) позволяет достаточно эффективно ограничить аварийный разрядный ток iap. В результате на начальном этапе τНЭ≤0,5ТН, где ТН = 1/fH развития аварийного процесса, амплитудные значения аварийных токов iVS1 и особенно iVS2 находятся в пределах допустимой рабочей перегрузки (рис. 8, 9). Разница амплитудных значений аварийных токов iVS1 и iVS2 на этапе τηЭ, определяется возникновением в колебательном контуре аварийного моста М1 затухающих синусоидальных колебаний (ick, рис. 8, 9; i1, i2, рис. 1а, б), причем ток (рис. 8, 9) вычитается из тока iVS2, что характерно и для мостовых АИР с закрытым входом, удвоением частоты и встречными диодами [7]. При t>τНЭ ток iсk через половину периода собственных колебаний поочередно суммируется с iVS1 или iVS2 (рис. 8, 9) и далее, по мере развития аварийного процесса, затухает, что определяется в основном активным сопротивлением LK, Lk0 (рис. 1а, б). Для АИР по рис. 1а, б частота затухающих колебаний fa, fв, волновое сопротивление pa, рб колебательного контура и амплитудные значения тока Icm(a), Icm(6) определяются, соответственно, из выражений:
Раздельное включение мостов М1, 2 (рис. 2) позволяет достаточно эффективно ограничить аварийный ток iap и влияние параллельно работающего моста (мостов) на аварийный процесс в М1 (рис. 10). При параллельном включении мостов М1, 2 (рис. 3) без УП значения аварийных токов iVS1, iVS2 VS1, 2 М1, при t>Tн/2, будет определяться (рис. 11) суммарным значением входного тока id1, амплитудными значениями колебательного тока ick и тока iМ2 моста М2. Таким образом, тиристоры VS1, 2 М1 (рис. 3) по отношению к своим рабочим значениям токов будут более загружены, чем в остальных рассматриваемых схемах АИР. Применение УП (рис. 3) позволяет ограничить аварийные токи iVS1, iVS2 по амплитуде и длительности протекания, а также ликвидировать аварийный режим в ТПЧ без отключения источника питания (рис. 12, 13). Однако этот метод предъявляет более высокие требования к быстродействию датчика аварии tДT (рис. 12, 13 — tДT = 20 мкс), к динамическим (diVS/dt) и временным параметрам (tвк) тиристора VS5 УП, а также требует защиты VS5 от коммутационных перенапряжений (рис. 13). Полученные результаты позволяют установить все составляющие и получить общие выражения для аварийных токов через тиристоры, диоды ВП (ВПТ) и мостового АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами. Рассмотрим это для одномостовых АИР по рис. 1а, б.
При срыве инвертирования в АИР (рис. 1а, б) через диоды (тиристоры) ВП (ВПТ) будет протекать аварийный ток
iвп(t) = id0+iЭ (3)
состоящий из входного тока id0 и тока iЭ экспоненциальной формы, нарастающего со скоростью, которая, если пренебречь индуктивностью питающей сети, ограничена постоянной времени Ld1/rкз, где rкз— активное сопротивление цепи короткого замыкания. Величина гкз = r+rLd+rCПП, где соответственно сопротивление питающей сети, входного дросселя и суммарное значение сопротивлений силовых диодов (тиристоров) ВП (ВПТ) и тиристоров АИР (М1), через которые протекает аварийный ток. В результате получим, что
При этом через тиристоры VS1, 2 на этапе τнЭ протекают токи iYS1 и i’VS2, определяемые выражениями:
Выводы
- Приведены классификационные группы широко используемых в ЭТУ тиристор-ных АИР с закрытым и открытым входами. Отмечены особенности протекания аварийного процесса при срыве (пробое) работы тиристоров в АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами. Показана необходимость ограничения аварийного разрядного тока разделительного (фильтрового) конденсатора Ср через тиристоры при срыве (пробое) их работы.
- Выполнено схемотехническое моделирование аварийного процесса при срыве инвертирования в мостовых АИР с открытым входом, удвоением частоты и встречными диодами при использовании различных схем по ограничению аварийного разрядного тока Ср. Получены временные зависимости аварийных токов через тиристоры (диоды) АИР и выпрямителя, на основе которых построены аналитические выражения для определения аварийных токов через них. Показана возможность самоликвидации срыва инвертирования при использовании устройства ускоренного перезаряда разделительного конденсатора.
Литература
- Аитов И. Л. Силовые электронные устройства: Уч. пособие. Уфа: УГАТУ, 2009.
- Беркович Е. И., Ивенский Г. И., Иоффе Ю. С., Матчак А. Т., Моргун В. В. Тиристорные преобразователи повышенной частоты для электротехнологических установок. Л.: Энергоатомиздат, 1983.
- Аитов И. Тиристорные источники питания повышенной мощности для электротехнологических установок // Силовая электроника. 2008. № 3.
- Аитов И. Л., Кацнельсон С. М. Автономные преобразователи частоты: Уч. пособие. Уфа: УАИ, 1978.
- Кацнельсон С. М. Тиристорные умножители частоты: Уч. пособие. Уфа: УАИ, 1978.
- Кацнельсон С. М. Стабилизация напряжения и эффективность использования тиристоров в умножителях частоты: Уч. пособие. Уфа: УАИ, 1979.
- Аитов И. Вопросы построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 1 // Силовая электроника. 2010. № 1.
- Кацнельсон С. М. Тиристорные инверторы со встречно-параллельными диодами и удвоением частоты // Электричество. 1971. № 1.
- А.С. № 515228 (СССР). Автономный инвертор / И. Л. Аитов // Бюл. 1976. № 19.
- Аитов И. Л. Ограничение аварийного тока в многомостовых автономных инверторах с индуктивно-емкостным входом // Электромеханика. 1978. № 5.