Вопросы построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 1

№ 1’2010
PDF версия
В статье рассказывается о методах и средствах защиты силовых электронных устройств при аварийных режимах. Рассматриваются основные требования, методики выбора структуры и построения эффективной системы защиты тиристорных преобразователей частоты (ТПЧ) с автономными резонансными инверторами (АИР) с учетом особенностей протекания аварийных процессов. Приводятся результаты моделирования в среде Matlab с помощью инструментов пакета Simulink аварийного процесса срыва инвертирования для различных схем ТПЧ с АИР удвоением частоты, встречными диодами и закрытым входом.

За последние годы области применения силовых электронных устройств (СЭУ) значительно расширились и практически охватывают все сферы деятельности человека. Из полностью управляемых силовых полупроводниковых приборов наиболее интенсивно развиваются и используются полевые (MOSFET) и биполярные транзисторы с изолированным затвором (IGBT), а также силовые гибридные СГМ и интеллектуальные модули СИМ (IRM) на их основе [1, 2, 3]. Они создают жесткую конкуренцию традиционным и хорошо зарекомендовавшим себя частично управляемым (SCR) и запираемым (GTO) тиристорам, оптотиристорам (LPT), коммутируемым по управляющему электроду, запираемым тиристорам (GCT, IGCT). Однако, несмотря на снижение темпов развития, совершенствование тиристоров продолжается путем разработки новых технологий внутренних соединений и корпусирования, создания и развития СГМ-модулей, в том числе на основе GCT, IGCT, а также новых тиристоров с оптическим управлением и интегрированными функциями самозащиты и повышенными динамическими параметрами [4, 5]. В настоящее время популярность в преобразовательной технике тиристоров и модулей на их основе обусловлена тем, что им присущи относительно высокие значения перегрузочной способности по току, высокий КПД и низкие цены. Применение тиристоров выгодно также и благодаря наличию проверенных временем схемных решений с требуемыми техническими и функциональными возможностями, в установках нижних и средних частот больших и сверхбольших мощностей, при напряжении питания свыше 0,51,0 кВ и токах более 100-200 А [1, 2, 6, 10-13].

Одним из энергоемких и важных направлений применения силовых электронных устройств (СЭУ) являются электро-технологические установки (ЭТУ) для получения и обработки материалов и деталей с разнообразными свойствами. В первую очередь к ним относятся установки индукционного нагрева заготовок, открытой и вакуумной плавки металлов и сплавов, литья алюминия в электромагнитный кристаллизатор (ЭМК), а также ЭТУ электроэрозионной и термической обработки металлов, микродугового оксидирования алюминиевых и титановых сплавов и др. На основе теоретических и экспериментальных исследований, длительного опыта разработки, а также промышленной эксплуатации ТПЧ с различными группами схем АИР и с учетом проблем и требований индукционного метода воздействия на металл автором в [6, 9, 10, 17] показана эффективность и целесообразность использования схем АИР с удвоением частоты, закрытым входом, удвоением или умножением выходного напряжения для ЭТУ индукционного нагрева большой и сверхбольшой мощности. Следует также отметить, что схемы тиристорных АИР с успехом могут быть использованы для получения униполярных импульсов тока повышенной мощности в ЭТУ электроэрозионной обработки деталей и изделий из сверхтвердых металлов [12, 23-25]. Независимо от используемых силовых полупроводниковых приборов (СПП) и модулей для СЭУ (особенно большой мощности), в частности — указанных выше ТПЧ с АИР для ЭТУ индукционного нагрева металлов и других целей, в случае возникновения в них аварийных режимов и отказов возможны значительные экологические, экономические потери и другие опасные последствия [6, 14, 16]. Поэтому вопросы обеспечения, повышения надежности и КПД СЭУ имеют первостепенное значение во всех случаях их применения. В этой связи следует отметить необходимые и важные публикации на страницах журнала «Силовая электроника» по широкому спектру вопросов надежности силовых устройств [26]. Актуальность этой проблемы с годами не уменьшается, что связано, в первую очередь, с интенсивным развитием и обновлением СПП, СГМ, СИМ (IRM), схемотехники СЭУ, а также обусловлено широким использованием в них цифровой и вычислительной техники.

Начало промышленного применения тиристоров в ТПЧ с АИР для индукционного нагрева металлов и других целей в 60-х годах прошлого столетия вызвало большое внимание к их надежности. В технической литературе появились многочисленные публикации, посвященные как отдельным свойствам, так и общим вопросам обеспечения и повышения надежности СЭУ. В решении этих вопросов непосредственное участие автор начал принимать еще со времен разработки и создания сначала опытно-промышленного образца ТПЧ с АИР с проектной мощностью 100 кВт, частотой 2400 Гц (всесоюзная выставка «Сетунь-68», 1968 г.), а затем и первого промышленного образца ТПЧ (120 кВт, 2400 Гц), который по результатам испытаний (г. Тула, ТНИТИ, осень 1969 г.), в том числе и системы защиты его от аварийных режимов, был рекомендован для промышленного использования в установках индукционного нагрева и плавки металлов [33]. В данном промышленном образце, наряду с электромеханическим автоматом защиты, впервые в уфимских ТПЧ с АИР были использованы быстродействующий тиристорно-конденсаторный выключатель и дифференциальный датчик срыва инвертирования [27, 32]. В последующие годы вопросы оценки, повышения надежности, разработки систем и устройств защиты ТПЧ с АИР оставались предметом внимания автора [6, 14, 16, 19-21, 34-44, 46, 47]. С учетом характера, особенностей различных режимов работы ТПЧ с АИР и требований, предъявляемых к ним ответственными, не терпящими перерыва питания и другими ЭТУ, автором в [14] выделены наиболее эффективные методы и средства повышения (обеспечения) надежности, а в [6, 14, 48, 49, 50] некоторые из них рассмотрены более подробно. Одним из методов, определяющих совокупность таких свойств надежности ТПЧ с АИР, как живучесть и безопасность, безотказность и ремонтопригодность, является эффективное ограничение аварийных токов через СПП (СГМ) с использованием быстродействующих устройств отключения источника питания АИР при аварийных режимах. Попытка решения этого вопроса путем значительного снижения соответствующих нагрузок СПП (СГМ) приводит к неоправданным усложнениям, увеличению массо-габаритных показателей и удорожанию, к тому же не всегда позволяет реализовать необходимый уровень надежности. Обеспечить необходимый уровень надежности ТПЧ с АИР, особенно большой мощности, при возникновении аварийных режимов без значительного снижения нагрузок СПП (СГМ) возможно лишь с использованием системы быстродействующей защиты.

Причины, вызывающие аварийные режимы в СЭУ, весьма разнообразны и зависят как от условий и режимов работы СПП (СГМ) в них [6], так и от нарушений (отказов) работы СПП (СГМ), систем управления и регулирования, системы охлаждения (СОХ), защитных RC-цепочек (снабберов) СПП, воздействия сетевых перенапряжений и др. Для ТПЧ с АИР наиболее характерны так называемые «сквозные» и «частичные» срывы инвертирования, основными причинами которых являются: снижение схемного времени восстановления тиристоров tbbc ниже допустимого значения; повышенное значение dua/dt — крутизны нарастания прямого напряжения на тиристорах из-за обрыва или КЗ элементов снабберов; значительно реже из-за нарушения работы систем управления [6]. «Сквозные» срывы инвертирования представляют собой КЗ источника постоянного тока (выпрямителя) через тиристоры АИР, а «частичные» — нарушение работы отдельных, последовательно включенных тиристоров, что ведет к значительному снижению надежности дальнейшей работы ТПЧ. «Частичные» срывы характерны для высоковольтных АИР с последовательно включенными тиристорами и приводят, если не принять мер, к развитию сквозного срыва. Характерным также для ТПЧ с АИР для индукционных установок является КЗ элементов цепи нагрузки (индуктора, шин, конденсаторов и др.) на «землю», что непосредственно приводит к аварийному режиму выпрямителя, а также к нарушению работы и даже аварии в АИР. Многолетний опыт промышленной эксплуатации ТПЧ с АИР для индукционных установок показывает, что отмеченные выше аварийные режимы (отказы) составляют до 75-80% от всех отказов. В этой связи быстрое обнаружение и ликвидация аварийного режима без потери работоспособности ТПЧ с АИР (СЭУ) — главная задача системы защиты (СЗ). При этом для оценки перегрузочной способности СПП по току существуют четыре способа: рабочие перегрузочные характеристики (параметры), аварийные перегрузочные характеристики (параметры), ударный ток и параметр ∫i²dt. Эти характеристики и параметры приводятся в справочниках, каталогах и используются при построении СЗ СЭУ [45]. Возможны и другие неисправности ТПЧ с АИР, однако в большинстве случаев важным является своевременное обнаружение и предотвращение их последствий.

С учетом главных задач, основные требования к СЗ ТПЧ с АИР (СЭУ) могут быть сформулированы следующим образом:

  • максимально быстрое и надежное (достоверное) определение отказов (аварийных режимов) в самом начале их возникновения и установление их вида;
  • контроль и своевременное обнаружение отклонения от допустимых значений тех параметров ТПЧ с АИР, которые могут приводить к отказам;
  • максимально быстрое отключение, при отказах в АИР, источника постоянного тока ТПЧ (СЭУ) с ограничением амплитуды и длительности протекания его выходного тока, определяемыми допустимой рабочей или аварийной перегрузочной способностью и используемых СПП (СГМ);
  • эффективное ограничение аварийных токов через СПП (СГМ) АИР по амплитуде и длительности значениями, определяемыми допустимой рабочей или аварийной перегрузочной способностью их;
  • применение резервного отключающего устройства первичной сети с учетом селективности отключения и параметров аварийной перегрузочной способности СПП (СГМ) СЭУ;
  • выполнение предпускового контроля СЗ и запись во флеш-память (ФП) основных параметров контроля работы СЗ, по переднему фронту сигналов соответствующих датчиков отказа и до ликвидации аварийного режима, с временной привязкой и в реальном масштабе времени;
  • возможность повторного включения (автоматического или ручного) ТПЧ с АИР (СЭУ) с минимально возможной временной задержкой — при условии успешной ликвидации аварийного процесса.

На рис. 1 приведена обобщенная структурная схема СЗ ТПЧ с АИР, которая состоит из следующих блоков и устройств: блок датчиков (БДТ), куда поступают сигналы со всех первичных датчиков (ДТ1öДТп) контроля параметров рабочего и аварийного состояний блоков ТПЧ, системы охлаждения (СОХ), управляемого объекта (УО) с эквивалентной нагрузкой Rro и резервного автоматического выключателя (АВ); измерительно-вычислительного устройства (ИВУ) или комплекса (ИВК); блока управления и защиты (БУЗ); быстродействующего конденсаторного выключателя (КВК); блока предпускового и текущего контроля (БКП) СЗ и ТПЧ с АИР; устройства отображения информации (УОИ); флеш-памяти (ФП).

Начальный пуск ТПЧ с АИР осуществляется оператором (ОП). Питание ТПЧ, состоящего из диодного (ВП) или тиристорного (ВПТ) мостового выпрямителя и АИР, осуществляется от первичной 3-фазной промышленной сети 50 Гц, Uc = 220/380 В. Следует отметить, что выключатель КВК может быть реализован как отдельный блок, так и в сочетании с ВПТ. Второй вариант выполнения КВК позволяет расширить функциональные возможности ТПЧ с АИР, например, регулировать (снижать) входное напряжение АИР в процессе пуска, отключения, а также использовать в качестве отключающего устройства при аварийных и рабочих режимах [37]. Вопросы построения и особенности работы различных тиристорных КВК могут быть более подробно рассмотрены в следующей части. В общем случае работа СЗ (рис. 1) осуществляется следующим образом. По сигналу ОП, непосредственно перед пуском ЭТУ, с помощью БКП осуществляется полный предпусковой контроль и диагностика всех систем и блоков: ТПЧ с АИР, СЗ, СОХ, УО, АВ [48, 49]. Только после успешной диагностики всех указанных систем и блоков осуществляется запуск ТПЧ. При возникновении аварийного режима соответствующий датчик, например ДТк, выдает сигнал на БДТ, где он (и все остальные сигналы с ДТ1-ДТп) обрабатывается, а также формируются следующие сигналы (команды): вида и места аварии, запуска и управления БУЗ, включения ФП, выбора и контроля требуемых параметров для записи на ФП и отображаемых на УОИ результатов аварийного отключения. Все сигналы с БДТ передаются в ИВУ (ИВК), где выполняется преобразование их в цифровую форму и осуществляются необходимые операции (вычисления). Далее все сигналы управления и контролируемые параметры в цифровой форме поступают в БУЗ и БКП, причем управление КВК и отключение блоков управления АИР (ВПТ) осуществляется БУЗ. В случае успешной ликвидации аварийной ситуации БКП формирует, если это предусмотрено программой, сигналы для выполнения однократного автоматического повторного включения (АПВ) ТПЧ с АИР без отключения ФП. При этом перед выполнением АПВ реализуется дополнительный (послеаварийный) контроль и диагностика СЗ, если перерыв, определяемый суммарным временем ликвидации аварийного режима, контроля СЗ и пуска ТПЧ, не является критичным для работы данной ЭТУ. С точки зрения определения степени перегрузки СПП по току при различных отказах важными показателями СЗ ТПЧ с АИР являются: tC3 — собственное время срабатывания, определяемое от момента наступления отказа до отключения АИР от источника питания (ВП, ВПТ); tПВ — полное время успешной ликвидации аварийного процесса, определяемое от момента наступления отказа до снижения аварийного тока через СПП (СГМ) ВП (ВПТ) и АИР. Эти показатели определяются следующим образом:

tСЗ = tДТ+tБКЗ+tКВК; tПВ = tСЗ+tПС, (1)

где tДТ, tБКЗ — время запаздывания (задержки) соответственно ДТ1÷ДТn и блоков СЗ (суммарное значение времени задержки БДТ, ИВУ, БКП и БУЗ);

tКВК — время отключения АИР от источника питания (ВП, ВПТ);

tПС — время переходного процесса спада тока через СПП (СГМ) ТПЧ до нуля, определяемое с момента отключения АИР от источника питания.

Анализ составляющих показывает, что для эффективной защиты СПП (СГМ) важным является применение датчиков отказа с малыми значениями времени задержки, так как при современной элементной базе и схемотехнике выполнения СЗ суммарное значение tБКЗ и tКВК может составлять единицы мкс. Хорошо зарекомендовали себя, например, дифференциальные датчики тока срыва инвертирования, КЗ элементов цепи нагрузки АИР на «землю», выполненные с использованием ферритовых колец. Реальная величина tДТ таких датчиков, например для определения начала сквозного срыва инвертирования, зависит от варианта схемы включения в плече мостового АИР, конструктивного исполнения обмоток, уровня высокочастотных помех и может составлять 5-20 мкс [34, 36].

Реализация в полной мере всех указанных требований к СЗ — достаточно сложная задача, требует всесторонних исследований широкого круга вопросов, связанных как со схемотехническим исполнением ТПЧ с АИР и режимами работы СПП, так и с видом, условиями возникновения отказов. В общем случае выбор методов, средств и разработка СЗ осуществляется на основе результатов выполнения следующих основных этапов:

  • установление (определение) для ТПЧ с АИР (СЭУ) наиболее характерных (основных) видов и причин возникновения отказов, а также наиболее «ненадежных» элементов и их режимов работы;
  • анализ основных аварийных процессов, выявление специфических особенностей протекания их для ТПЧ с АИР, определение временных зависимостей изменения аварийных токов через СПП (СГМ) выпрямителя и АИР;
  • определение (расчет) по результатам анализа аварийных процессов требуемого быстродействия СЗ (ta) с учетом параметров перегрузочной способности СПП (СГМ) выпрямителя и АИР.

Для сравнительной оценки рассмотрим выполнение второго этапа на примере ТПЧ с тремя вариантами схем АИР с удвоением частоты и закрытым входом, которые находят широкое применение в индукционных ЭТУ большой мощности. Построение, принцип работы, основные параметры и характеристики таких АИР рассмотрены в [6, 9, 10]. На рис. 2а,б и рис. 3 приведены схемы ТПЧ с тремя вариантами указанных выше схем АИР с удвоением и умножением выходного напряжения.

Каждая из приведенных схем АИР содержит по четыре моста М1-4, состоящих из тиристоров VS1-4, встречных диодов VD1-4, коммутирующих конденсатора Ск и индуктивности Lk. Питание мостов АИР осуществляется от выпрямителя ВП с напряжением Ud = 520 В через входные дроссели Ldl, Ld2 (рис. 2а), Ld1-Ld4 (рис. 2б, рис. 3). Нагрузка (УО), представляющая собой скомпенсированный нагрузочный колебательный контур с эквивалентным активным сопротивлением Инэ, включена соответственно между положительными выводами мостов М1, 2 и М3, 4 (рис. 2а, б), М1 и М4 (рис. 3). Для сравнительной оценки степени аварийной нагрузки тиристоров и анализа аварийного процесса при сквозном срыве инвертирования параметры всех элементов мостов (Ск, Lk, VS1÷VS4), а также напряжения питания (Ud) выходной мощности (Рн) и частоты (fn) выбраны одинаковыми для всех рассматриваемых АИР. Для исследования аварийного процесса срыва инвертирования и получения необходимых данных об аварийной нагрузке тиристоров по току были разработаны модели ТПЧ с АИР (рис. 2а,б; рис. 3) в системе Matlab с помощью пакета Simulink, которые соответственно приведены на рис. 4-6. Обозначения блоков и элементов в моделях идентичны обозначениям на соответствующих рис. 2а,б; рис. 3; для сокращения количества линий связи и упрощения соединительные точки с одинаковыми потенциалами выполнены в виде треугольников с одинаковыми номерами. В моделях также приведены блоки для контроля, измерения параметров (токов, напряжений, времени) и блока управления (СУ). В инверторных мостах М1-4 управляющие импульсы на каждый тиристор подаются на входы Control1-4. Срыв инвертирования М1 имитируется (рис. 4-6) однократной подачей импульса управления на тиристор VS2 в момент отпирания очередных VS1,3, когда dua/dt на тиристорах VS2,4 имеет наиболее высокое значение и (или) время tввс является недостаточным [6, 37]. В моделях приняты реальные значения параметров СПП, активных сопротивлений индуктивностей Lk, Ld1-4, а также нагрузок Rn = Рнэ = 1,13 Ом (рис. 2а,б) и Рнэ = 2,3 Ом (рис. 3) при Рн = 500 кВт.

Остальные элементы и параметры АИР имеют следующие расчетные значения: Lk = 112,5 мкГн, Ск = 225 мкФ; собственная частота и волновое сопротивление колебательного контура f0 = 1000 Гц, р0 = 1,42 Ом (рис. 2а,б), р0 = 2,83 Ом (рис. 3); выходная частота fH=960 Гц; входные дроссели Ldl = Ld2 = 1,5 мГн (рис. 2а), Ldl = Ld2 = Ld3 = Ld4 = 0,75 мГн (рис. 2б), Ldl = Ld2 = Ld3 = Ld4 = 1,5 мГн (рис. 3).

Рассмотрим результаты моделирования аварийного процесса при срыве работы VS2 М1, полученные по моделям, представленным соответственно на рис. 4-6. На рис. 7, 8 (модель рис. 4) приведены диаграммы: входного тока id АИР; аварийных токов iVS1, iVS2 через VS1, VS2 М1; токов iM2, МM(3,4) М2, М3, 4; напряжения uH на нагрузке; аварийного тока iM1 М1; токов iM2, iM(3 4) М2, М3, 4; напряжения uVS2 при срыве работы VS2 М1. На рис. 9, 10 (модель рис. 5) приведены диаграммы: входного тока id АИР; аварийных токов iVS1, iVS2 через VS1, VS2 М1; токов iM2, МM(3,4) М2, М3, 4; тока iH нагрузки; аварийного тока iM1 М1; токов iM3, iM4 М3, М4; напряжения uVS2 при срыве работы VS2 М1. На рис. 11, 12 (модель рис. 6) приведены диаграммы: входного тока id АИР; напряжения uH на нагрузке; аварийных токов iVS1, iVS2 М1, тока iM2 М2; тока iH нагрузки; аварийного тока iM1 М1; токов iM3, iM4 М3, М4; напряжения uVS2 при срыве работы VS2 М1. Для всех приведенных диаграмм момент срыва работы VS2 М1 выбран, как было показано выше, при включении очередных тиристоров VS1,3 М1 и обозначен tCP. Как видно на диаграммах, для всех рассматриваемых схем АИР характерны: относительно медленное развитие аварийного процесса (id, iM1 рис. 7-12), влияние токов других мостов на аварийный ток тиристоров VS1,2 М1 (iM2, МM(3,4) рис. 7, 8; iM2, МM(3,4) рис. 9, 10; iM2, МM(3,4) рис. 11, 12), влияние токов i1, i2 перезаряда коммутирующего конденсатора Ск на аварийные токи iVS1, iVS2 моста М1, значительное отличие амплитуды и крутизны нарастания diав/dt аварийного тока через VS1, VS2 в начале развития аварийного процесса, исключение влияния срыва работы М1 на возникновение и развитие аварийного процесса в остальных мостах АИР (iM2, iM3, iM4 рис. 7-12).

Следует отметить, что амплитуда и крутизна аварийных токов iVS1, iVS2 М1 на начальном этапе τнэ = (0,25-0,3) ТH, где ТH = 1/fH зависит и от схемы АИР. Так, отношения амплитудных значений (iVS1)m к (iVS2)m для схем по рис. 2а, б и рис. 3 составляют 2:1; 2,8:1; 4,3:1, а отношения отдельно токов (iVS1)m, (iVS2)m для указанных схем АИР составляют соответственно 1,42:1,14:1 и 3:1,7:1. Разница значений токов iVS1, iVS2 на этапе τнэ определяется значительным влиянием (вычитанием) тока i2 (рис. 2а, б; рис. 3) перезаряда Ск через VS3 М1 из аварийного тока VS2, а ток перезаряда Ск через VD4 складывается с аварийным током iVS1. Влияние токов других мостов, как видно из диаграмм, зависит от схем АИР, отражается на значениях аварийных токов iVS1, iVS2, спадая до нуля по мере продолжения аварийного процесса. Анализ полученных результатов показывает, что относительно низкая скорость развития аварийного процесса в рассматриваемых АИР позволяет эффективно и надежно защитить СПП ВП и АИР при срывах инвертирования, что подтверждается опытом их эксплуатации. Наиболее предпочтительным, как видно из диаграмм (рис. 11, 12), является использование АИР (рис. 3) с умножением выходного напряжения. Так, даже при весьма низком быстродействии СЗ, например, tC3 = 0,5 мс, амплитудные значения аварийных токов iVS1 и особенно iVS2 находятся ниже параметров допустимой рабочей перегрузки. Более детальный анализ полученных результатов применительно к каждой из схем может быть приведен в последующих работах.

 

Выводы

  1. Рассмотрены характерные аварийные режимы для схем АИР большой мощности с закрытым входом, удвоением или умножением выходного напряжения; сформулированы главные требования к СЗ ТПЧ с АИР; приведена обобщенная структурная схема СЗ; выделены этапы разработки СЗ; показано, что одним из важных моментов является анализ основных аварийных процессов.
  2. Выполнено схемотехническое моделирование аварийного процесса срыва инвертирования в АИР с закрытым входом, удвоением или умножением выходного напряжения; получены временные зависимости аварийных токов через тиристоры АИР и выпрямителя, на основе которых рассчитаны соотношения аварийных токов через тиристоры для различных схем АИР; показана устойчивость рассмотренных схем АИР к развитию аварийных процессов.

Все статьи цикла:

  • Вопросы построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 1
  • Особенности построения систем аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты с автономными резонансными инверторами. Часть 2
  • Система аварийной защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 3
  • Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 4
  • Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 5
  • Вопросы проектирования систем и элементов защиты тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок. Часть 6
Литература
  1. Флоренцев С. Современное состояние и прогноз развития приборов силовой электроники // СТА. 2004. № 2.
  2. Староверов К. Наследие IR: тиристоры // Новости электроники. 2008. № 12.
  3. Винтрих А., Колпаков А. Trench4 — универсальная технология IGBT // Силовая электроника. 2009. № 3.
  4. Мартыненко В., Хапугин А., Гришанин А., Чибиркин В., Конюхов А., Веселова И., Сурма А. Разработка мощных фототиристоров с функциями защиты // Силовая электроника. 2009. № 5.
  5. Пржибилла Дж., Келлер Р., Кельнер У., Шульце Х.-Я., Нидерностхайдере Ф.-Я., Пеппель Т. Тиристоры с оптическим управлением для импульсной энергетики / Пер. Бербенец А. // Силовая электроника. 2009. № 5.
  6. Аитов И. Л. Силовые электронные устройства. Уч. пособие. Уфа: УГАТУ. 2009.
  7. Кацнельсон С. М. Тиристорные умножители частоты. Уч. пособие. Уфа: УАИ. 1978.
  8. Кацнельсон С. М. Стабилизация напряжения и эффективность использования тиристоров в умножителях частоты. Уч. пособие. Уфа: УАИ. 1979.
  9. Аитов И. Тиристорные источники питания повышенной мощности для электротехнологических установок // Силовая электроника. 2008. № 3.
  10. Пат. № 669459 (РФ) Автономный инвертор / И. Л. Аитов // Бюл. 1979. № 23.
  11. А.С. № 936297 (СССР) Последовательный автономный инвертор / И. Л. Аитов // Бюл. 1982. № 22.
  12. Пат. № 1568216 (РФ) Генератор импульсов для электроэрозионной обработки / И. Л. Аитов // Бюл. 1990. № 20.
  13. Пат. № 18245 (UA) Автономный инвертор / Б. В. Лупкин, И. Л. Аитов, Р. З. Самигуллин // Бюл. 2006. № 11.
  14. Аитов И., Зиннатуллин Р. Тиристорные источники питания для ответственных электротехнологических установок // Силовая электроника. 2008. № 2.
  15. Слухоцкий А. Е., Немков В. С., Павлов Н. А., Бамунэр А. В. Установки индукционного нагрева. Уч. пособие для вузов. / Под ред. А.Е. Слухоцкого. Л.: Энергоиздат. 1981.
  16. Аитов И. Л. Исследование тиристорных многомостовых преобразователей повышенной частоты с фазовым регулированием мощности: Дис. канд. техн. наук. Уфа, 1974.
  17. Аитов И. Л., Кацнельсон С. М. Автономные преобразователи частоты. Уч. Пособие. Уфа: УАИ. 1978.
  18. Горбатков С. А., Аитов И. Л., Бадамшин Р. А. Автоматическое регулирование режима индукционного нагрева заготовок // Промышленная энергетика. 1978. № 2.
  19. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х. Система гарантированного питания для электротехнологических установок // Электричество. 1988. № 4.
  20. Кацнельсон С. М., Шилов А. К., Аитов И. Л. Исследование на АВМ переходных и установившихся процессов в тиристорном инверторе. Тиристорные преобразователи частоты для индукционного нагрева металлов. Сб. трудов УАИ. Уфа: УАИ. 1972. Вып. 39.
  21. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х. Вопросы управления агрегатами бесперебойного питания технологических установок. Методы и средства управления технологическими процессами / Сб. трудов 2-ой международной научной конференции. Саранск. 1977.
  22. Аитов И. Л. Регулируемый многомостовой автономный инвертор с повышенным выходным напряжением. Разработка и промышленное применение полупроводниковых преобразователей частоты в машиностроении / Тезисы докладов на Всесоюзной научно-технической конференции. Уфа. 1977.
  23. А.с. №1421232 (СССР) Тиристорный генератор импульсов для электроэрозионной обработки / И. Л. Аитов, Р. М. Нигматзянов // Госреестр изобретений, 10.11.1986.
  24. А.с. №1552983 (СССР) Генератор импульсов / И. Л. Аитов // Госреестр изобретений, 01.06.1988.
  25. А.с. №1173525 (СССР) Генератор униполярных импульсов тока / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов, Б. Б. Костенко, В. П. Рожнов // Бюл. 1985. № 30.
  26. Ланцов В., Эраносян С. Надежность силовых устройств в России: мифы и реалии, проблемы и пути решения. Часть 1,2,3 // Силовая электроника. 2008. № 3-4. 2009. № 1.
  27. Глух Е. М., Зеленов В. Е., Шпиленок A. М. Емкостное гашение инвертора // Электротехника. 1969. № 6.
  28. Минеев В. А. Исследование систем управления и защиты тиристорных преобразователей частоты: Дис. канд. техн. наук. Свердловск, 1969.
  29. Глух Е. М., Зеленов В. Е. Защита полупроводниковых преобразователей. М.: Энергия. 1970; 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Энергоиздат. 1982.
  30. Могилевский Г. В., Райнин В. Е., Гребенник B. И. Полупроводниковые аппараты защиты. М.: Энергия. 1980.
  31. Намиотков К. К., Ильина Н. А., Шкловский И. Г. Аппараты для защиты полупроводниковых устройств. М.: Энергоатомиздат. 1988.
  32. А.с. №208094 (СССР) Устройство дифференциальной защиты преобразователей / Е. М. Глух, В. Е. Зеленов, М. Н. Канашев // Бюл. 1968. № 3.
  33. А.с. №318130 (СССР) Высоковольтный автономный инвертор / С. М. Кацнельсон, И. Л. Аитов, Л. И. Гутин, В. В. Морозов, М. В. Пегасов, В. М. Филатов, Л. С. Пудровский // Бюл. 1971. № 31.
  34. Аитов И. Л. Защита тиристорного преобразователя частоты при аварийных режимах. Тиристорные преобразователи частоты для индукционного нагрева металлов. Уфа: УАИ. 1972. Вып. 39.
  35. А.с. №520661 (СССР) Устройство защиты мостового тиристорного преобразователя от внешних и внутренних коротких замыканий / И. Л. Аитов // Бюл. 1976. № 25.
  36. Аитов И. Л., Воробьев Ю. В. Экспериментальное исследование быстродействующих датчиков сквозного срыва инвертирования и помех, возникающих в них. Тиристорные преобразователи частоты для индукционного нагрева металлов. Уфа: УАИ. 1976. Вып. 91.
  37. Аитов И. Л. Системы управления и защиты автономных преобразователей частоты. Уч. пособие. Уфа: УАИ. 1979.
  38. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х., Гайнанов Д. А. Оценка и пути повышения надежности тиристорных преобразователей частоты. Преобразовательная техника. Новосибирск: НЭТИ. 1980.
  39. А.с. №836719 (СССР) Устройство для защиты мостового тиристорного преобразователя / И. Л. Аитов // Бюл. 1981. № 21.
  40. А.с. №879698 (СССР) Устройство для защиты тиристорного преобразователя / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов // Бюл. 1981. № 41.
  41. А.с. №936199 (СССР) Способ защиты инвертора / И. Л. Аитов // Бюл. 1982. № 22.
  42. Пат. № 974523 (РФ) Преобразователь частоты / И. Л. Аитов // Бюл. 1982. № 42.
  43. А.с. №1261068 (СССР) Преобразователь частоты с защитой / И. Л. Аитов, Ф. Х. Кутдусов, Р. А. Габбасов // Бюл. 1986. № 36.
  44. А.с. №877709 (СССР) Источник бесперебойного питания / И. Л. Аитов, Д. А. Гайнанов, Ф. Х. Кутдусов // Бюл. 1991. № 40.
  45. Чебовский О. Г., Моисеев Л. Г., Сахаров Ю. В. Силовые полупроводниковые приборы (справочник). М.: Энергия. 1975.
  46. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х. Анализ аварийного процесса при срыве режима инвертирования в многомостовых резонансных инверторах с индуктивным входом // Электромеханика. 1984. № 5.
  47. Аитов И. Л., Кутдусов Ф. Х., Хомяков И. М. Вопросы управления резервированными системами питания повышенной частоты // Электромеханика. 1986. № 9.
  48. Аитов И., Кушекова Э. Повышение надежности тиристорных преобразователей частоты для электротехнологических установок // Силовая электроника. 2009. № 1.
  49. Аитов И., Кушекова Э. Вопросы предпускового контроля резервированных тиристорных преобразователей частоты // Силовая электроника. 2009. № 3.
  50. Пат. № 2365023 (РФ) Высоковольтный автономный инвертор / И. Л. Аитов, Р. И. Зиннатуллин // Бюл. 2009. № 23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *