SOI — технология интегральных драйверов IGBT

№ 2’2015
PDF версия
Интеллектуальные силовые модули (IPM — Intellectual Power Module) широко используются в приводах, источниках питания и многих других преобразовательных устройствах. Диапазон мощностей данных применений достаточно большой: от сотен ватт в миниатюрных приводах до мегаватт в энергетических установках. Миниатюрные интеллектуальные ключи киловаттного класса могут быть реализованы с помощью твердотельных драйверов, встраиваемых в IGBT-модули. Новая технология производства интегральных устройств управления транзисторами с рабочим напряжением 600 и 1200 В получила название SOI (Silicon On Insulator или «кремний на изоляторе»). Основными ее преимуществами являются полное подавление эффекта защелкивания, высокий иммунитет к наведенным помехам обеих полярностей и хорошие тепловые характеристики. Усовершенствованная микросхема SOI-драйвера, представленная SEMIKRON в 2014 г., обеспечивает отрицательный сигнал выключения затвора и защиту по выходу из насыщения (Desat) каждого из шести ключей инвертора. Представленные в статье результаты измерений статических и динамических характеристик подтверждают высокие эксплуатационные возможности драйвера.

Интеллектуальные модули IGBT конфигурации CIB (выпрямитель–инвертор–тормозной каскад), предназначенные для применения в промышленных приводах средней мощности, ориентированы на массовое производство. Основными требованиями, предъявляемыми к подобным компонентам, являются минимальная стоимость готовой продукции, низкие массо-габаритные показатели, высокая надежность и максимальный уровень функциональной насыщенности.

Несмотря на то, что маломощные интегральные драйверы широко представлены на рынке, стандартная технология PN-изоляции обладает рядом принципиальных проблем, связанных с образованием паразитной триггерной структуры. Ее наличие приводит к так называемому «защелкиванию», т. е. закорачиванию цепей питания выходных каскадов при воздействии коммутационных всплесков напряжения отрицательной полярности или при критических скоростях переключения dv/dt. Паразитные связи можно частично подавить путем применения различных технологических и схемотехнических мер, однако полностью снять проблему защелкивания до настоящего времени не удавалось. Кроме того, токи утечки высоковольтных PN-структур увеличиваются примерно в 4 раза с ростом температуры на каждые 10 °С, что приводит к саморазогреву кристаллов и активному сокращению их ресурса.

Как показано в работах [3, 4], интегральные драйверы затворов, созданные на основе высоковольтной технологии SOI-CMOS (рис. 1), лишены большинства недостатков обычных твердотельных микросхем, имеющих полупроводниковую изоляцию. Они обеспечивают абсолютный иммунитет к защелкиванию, а диапазон рабочих температур может быть расширен до 200 °C [5], что позволяет устанавливать SOI-микросхемы непосредственно на подложку силового модуля [6]. Новая концепция сдвига уровня позволяет драйверу надежно работать при высоком уровне наведенных на выходной каскад помех (до –30 В [7]). Управление ключами с рабочим напряжением 1200 В может быть реализовано каскадным соединением 600-В каскадов [8].

Поперечное сечение SOI-СMOS-структуры

Рис. 1. Поперечное сечение SOI-СMOS-структуры

Усовершенствованный твердотельный SOI-драйвер обладает расширенной функциональностью. Для повышения надежности работы системы при токовых перегрузках осуществляется мониторинг напряжения насыщения VCE(sat) для каждого ключа трехфазного инвертора. Кроме того, новая микросхема формирует отрицательное напряжение выключения затвора, что необходимо для предотвращения ложного срабатывания закрытого IGBT при коммутации больших токов и для уменьшения коммутационных потерь.

Разработка 600-В технологии SOI-CMOS позволила полностью подавить эффект защелкивания, поскольку в структуре SOI все активные элементы диэлектрически изолированы и образование паразитных структур исключено (рис. 1). Каскады CMOS нижнего и верхнего уровня, построенные на базе квазимонолитных транзисторов, изолируются окружающими их кремниевыми дорожками (LOCOS). Это позволяет не только подавить паразитные цепи, но и резко снизить токи утечки, а также расширить диапазон рабочих температур микросхемы до 200 °С [6]. Толщина активного слоя кремния достаточно велика, чтобы предотвратить утечку заряда с нижней стороны чипа на верхнюю.

На рис. 2 показана блок-схема 7-канального драйвера затворов, предназначенного для управления трехфазным инвертором с рабочим напряжением 600 В. Седьмой канал может быть использован в качестве тормозного каскада или корректора коэффициента мощности (ККМ или PFC). Управляющие сигналы от микроконтроллера (LIN1..4, HIN1..3) обрабатываются входными низковольтными каскадами (подавление коротких/шумовых импульсов, interlock — запрет на одновременное открывание IGBT-полумоста, формирование «мертвого времени», усиление) и через согласующие каскады передаются на выходные усилители BOT1…4, а через высоковольтные каскады сдвига уровня — на усилители TOP1…3. Во вторичных цепях драйвера производятся восстановление, фильтрация и усиление импульсов управления затворами IGBT.

Блок-схема цепи мониторинга напряжения насыщения VCE в составе 7-канального драйвера 6-го класса

Рис. 2. Блок-схема цепи мониторинга напряжения насыщения VCE в составе 7-канального драйвера 6-го класса

Схема защиты отключает выходные транзисторы при падении напряжения питания драйвера ниже заданного порога (защита UVLO — Under Voltage LockOut). Источники опорного напряжения для работы схемы мониторинга UVLO и схемы сброса интегрированы в выходные каскады каждого канала верхнего уровня. Двунаправленный вывод /RESET формирует сигнал о готовности модуля к работе после включения питания и инициализации. Он же может быть использован для сброса и перезапуска драйвера.

Каждый из каналов ТОР имеет отдельную схему сдвига потенциала и формирования «мертвого времени», а также узел мониторинга рабочих напряжений верхнего плеча UVLO. Такая возможность особенно полезна в случае, когда питание обеспечивается бутстрепными конденсаторами.

Выходы управления затворами обеспечивают ток включения/выключения 1,4/1,4 А при напряжении +15/–5 В. Этого достаточно для управления MOSFET/IGBT-транзисторами с током коллектора до нескольких десятков ампер. Драйвер может работать при напряжении питания в диапазоне 10–17 В, время задержки сигнала составляет около 300 нс.

По сравнению с интегральными микросхемами с PN-изоляцией расстояние между каскадами верхнего и нижнего уровня в SOI-драйверах может быть гораздо меньше благодаря наличию диэлектрических защитных слоев.

Устойчивость дифференциальных каскадов сдвига уровня к воздействию наведенных напряжений обеих полярностей была подтверждена экспериментально. Схема продолжает устойчиво работать при смещении наведенным сигналом до –45 В (канал нижнего уровня) и –20 В (канал верхнего уровня).

Цепь мониторинга VCE(sat) каждого транзистора ВОТ- и ТОР-каналов интегрирована во вторичные каскады. Она предназначена для блокирования IGBT в случае короткого замыкания (КЗ). В состав схемы входят высоковольтный диод с токоограничивающим сопротивлением, фильтр и компаратор. Кроме того, для отключения состояния перегрузки может использоваться резистивный токовый шунт, сигнал с которого поступает на вывод ITRIP.

Топология 7-канального (600 В/1,4 А) интегрального SOI-CMOS-драйвера с функцией мониторинга VCE(sat) (размер чипа 4,6×4,1 мм)

Рис. 3. Топология 7-канального (600 В/1,4 А) интегрального SOI-CMOS-драйвера с функцией мониторинга VCE(sat) (размер чипа 4,6×4,1 мм)

На рис. 3 показан чип 7-канального драйвера, обладающего всеми описанными выше функциями. На фотографии видны низковольтное ядро (Driver core), четыре выходных каскада управления BOT-IGBT, три изолированных высоковольтных узла управления ВОТ-IGBT с DMOST-каскадами сдвига уровня и диодами, а также высоковольтные диоды (VCE Diode) схемы мониторинга VCE(sat)каждого IGBT.

«Жесткое» короткое замыкание IGBT (600 В, 50 А); схема мониторинга VCE(sat) отключает транзисторы после истечения времени блокировки tbl = 2,1 мкс (VDC = 500 B, Tj = 25 °C)

Рис. 4. «Жесткое» короткое замыкание IGBT (600 В, 50 А);
схема мониторинга VCE(sat) отключает транзисторы после истечения времени блокировки tbl = 2,1 мкс (VDC = 500 B, Tj = 25 °C)

Эпюры отключения IGBT при «жестком» коротком замыкании (низкая индуктивность цепи КЗ, напряжение шины питания VDC = 500 В) приведены на рис. 4. Хорошо видно, что ток КЗ ISC увеличивается до пятикратного номинального значения (около 260 A), в результате чего транзистор выходит из насыщения. По истечении установленного времени блокировки (примерно 2,1 мкс) драйвер детектирует выход IGBT из насыщения и отключает его. Всплеск напряжения на коллекторе при выключении достигает значения VCEmax = 630 В.

«Мягкое» короткое замыкание (LSC = 200 мкГн) IGBT; схема мониторинга отключает транзисторы при VCE(sat) = 6,2 В (VDC = 300 B, Tj = 25 °C)

Рис. 5. «Мягкое» короткое замыкание (LSC = 200 мкГн) IGBT;
схема мониторинга отключает транзисторы при VCE(sat) = 6,2 В (VDC = 300 B, Tj = 25 °C)

Процесс мониторинга VCE при «мягком» коротком замыкании (высокая индуктивность цепи КЗ, LSC = 200 мкГн) показан на рис. 5. Ток КЗ увеличивается очень медленно, и порог срабатывания схемы защиты (примерно 6,2 В) достигается спустя 420 мкс.

Типовая структурная схема интегральной схемы драйвера, напряжение на затворе VGE = –5…+15 B

Рис. 6. Типовая структурная схема интегральной схемы драйвера, напряжение на затворе VGE = –5…+15 B

Структурная схема усовершенствованного твердотельного драйвера, обеспечивающего отрицательное напряжение запирания затвора (VGEoff = –5 B), приведена на рис. 6. Микроконтроллер формирует однополярные импульсы управления, подаваемые на первичный каскад схемы управления IGBT. Низковольтный согласующий каскад (см. рис. 2) преобразует однополярные управляющие сигналы в двуполярные (например, VN = –5 В). Напряжение на затворе, формируемое выходными каскадами драйвера, может изменяться в диапазоне +10… –5 В при использовании n-MOS-транзистора выключения и 0…+15 В для p-MOS-транзистора включения. Сама интегральная микросхема имеет достаточно высокую гибкость, она может работать с выходным напряжением –18…+2 В, что годится, например, для контроля SiC-JFET-структур.

Интегральный драйвер 1200 В с напряжением на затворе VGE = 0…+15 В: включение BOT-IGBT и ложное срабатывание ТОР-IGBT; возникновение сквозного тока полумоста (VDC = 600 B, IC = 100 A, Tj = 25 °C, RG = 10 Ом, Eon_BOT = 13,46 мДж)

Рис. 7. Интегральный драйвер 1200 В с напряжением на затворе VGE = 0…+15 В:
включение BOT-IGBT и ложное срабатывание ТОР-IGBT;
возникновение сквозного тока полумоста (VDC = 600 B, IC = 100 A, Tj = 25 °C, RG = 10 Ом, Eon_BOT = 13,46 мДж)

На рис. 7 и 8 представлены осциллограммы переключения верхнего и нижнего плеча (ВОТ-IGBT и ТОР-IGBT) полумостового модуля 12-го класса при напряжении на затворе VGE = 0…+15 В (VDC = 600 В, IC = 100 А). На рис. 7 ясно видно, что при нормальном включении ВОТ-IGBT происходит ложное срабатывание IGBT верхнего плеча (ТОР). Причиной этого является паразитный ток смещения через емкость Миллера, увеличивающий значение VGE_ТОР до 9 В (рис. 8); пороговое напряжение отпирания транзистора Vth = 6,5 В. Это приводит к появлению сквозного тока, увеличению потерь включения (13,46 мДж) и генерации дополнительных потерь (9,31 мДж) внутри транзистора ТОР.

Интегральный драйвер 1200 В с напряжением на затворе VGE = 0…+15 В: напряжение, ток и дополнительные потери при ложном срабатывании ТОР-IGBT в процессе включения ВОТ-IGBT (VDC = 600 B, IC = 100 A, Tj = 25 °C, RG = 10 Ом, Eon(ТОР) = 9,31 мДж)

Рис. 8. Интегральный драйвер 1200 В с напряжением на затворе VGE = 0…+15 В:
напряжение, ток и дополнительные потери при ложном срабатывании ТОР-IGBT в процессе включения ВОТ-IGBT (VDC = 600 B, IC = 100 A, Tj = 25 °C, RG = 10 Ом, Eon(ТОР) = 9,31 мДж)

Проблема ложного открывания ТОР-IGBT решается путем использования отрицательного напряжения запирания (VGoff = –5 B), как показано на рис. 9. Это позволяет сместить наведенный на затвор паразитный сигнал ниже порогового значения и исключить появление сквозного тока. Одновременно существенно снижается энергия потерь (с 22,77 до 10,85 мДж). Эффект от применения отрицательного смещения затвора становится еще более ощутимым при больших токах коллектора (>100 А), а также при включении нескольких IGBT в параллель.

Интегральный драйвер с напряжением на затворе VGE = –5…+15 В: включение ВОТ-IGBT; ТОР-IGBT остается выключенным (VDC = 600 B, IC = 100 A, Tj = 25°C, RG = 10 Ом, Eon(ВОТ) = 10,85 мДж)

Рис. 9. Интегральный драйвер с напряжением на затворе VGE = –5…+15 В:
включение ВОТ-IGBT; ТОР-IGBT остается выключенным (VDC = 600 B, IC = 100 A, Tj = 25°C, RG = 10 Ом, Eon(ВОТ) = 10,85 мДж)

Сборка на базе модуля MiniSKiiP

Рис. 10. Сборка на базе модуля MiniSKiiP

На рис. 10 показана конструкция инвертора на базе миниатюрного модуля MiniSKiiP в конфигурации CIB (Converter/Inverter/Brake — выпрямитель/инвертор/тормозной каскад). Структурная схема устройства с функцией мониторинга напряжения насыщения VCE(sat) каждого ключа представлена на рис. 11.

Функциональная схема модуля CIB (Converter/Inverter/Brake) с мониторингом VCE(sat)

Рис. 11. Функциональная схема модуля CIB (Converter/Inverter/Brake) с мониторингом VCE(sat)

Основными особенностями компонентов серии MiniSKiiP являются отсутствие базовой платы, установка DBC-подложки с кристаллами непосредственно на радиатор и использование пружинных контактов для подключения всех сигнальных и силовых выводов к интерфейсной плате. К важнейшим преимуществам сборки на основе MiniSKiiP можно отнести предельную простоту монтажа, а также высокую стойкость к термоциклированию и механическим воздействиям. На изолирующей DBC-подложке модуля размещены кристаллы выпрямительных и антипараллельных диодов, IGBT, затворные резисторы и датчик температуры. Высокая теплопроводность подложки [6] позволяет установить на ней чип драйвера и подключить его выводы к токонесущим трассам тонкими провод­никами (рис. 12).

Размещение кристаллов на подложке модуля CIB-IPM (600 В, 50 А)

Рис. 12. Размещение кристаллов на подложке модуля CIB-IPM (600 В, 50 А)

 

Каскад сдвига уровня для драйверов 12-го класса

В широко применяемых в настоящее время интегральных драйверах с напряжением 600/1200 В для разделения входных и выходных каскадов используются схемы сдвига уровня, построенные на базе высоко­вольтных p-n-переходов. Возможности подобных структур крайне ограничены: отрицательные переходные перенапряжения, наводимые при коммутации токов в паразитных индуктивностях силовых цепей, приводят к защелкиванию паразитных триггерных структур, неизбежно присутствующих в выходных каскадах однокристальных драйверов.

Упрощенная принципиальная схема усовершенствованного каскада сдвига уровня SOI-драйвера показана на рис. 13. Она состоит из двух независимых комплиментарных цепей передачи сигнала, позволяющих осуществлять сдвиг в область положительных и отрицательных напряжений. В отличие от обычного статического CMOS-каскада, схема дополнена высоковольтными диодами в каждом из каналов. В понижающем/повышающем тракте используются две перекрестные параллельные ветви, способные работать в триггерном режиме.

Схема сдвига уровня каналов ВОТ и ТОР

Рис. 13. Схема сдвига уровня каналов ВОТ и ТОР

Благодаря диэлектрической изоляции каждого компонента схемы, эффект защелкивания в данном устройстве полностью исключен. Вследствие этого, а также очень высокой степени защищенности затворных цепей от внешних влияний, присущей технологии SOI, каждый из узлов цепи может работать практически при любом потенциале. Максимально допустимое напряжение смещения в данном случае отграничено только напряжением пробоя MOSFET. В зависимости от перепада потенциала между входными и выходными цепями драйвера схема сдвига верхнего или нижнего уровня передает входной сигнал на выходные каскады и далее — на управляемые затворы. Неактивная цепь блокируется с помощью обратносмещенных диодов.

Упрощенная принципиальная схема каскада сдвига уровня в тракте управления транзистором ТОР показана на рис. 13,б. Как и в предыдущем случае, она состоит из двух комплиментарных каналов верхнего и нижнего уровня. Проблема заключается в том, что не существует достаточно хороших p-MOS-транзисторов с напряжением пробоя, превышающим 600 В. В приведенной схеме для передачи импульсного сигнала используются высоковольтный n-DMOS-транзистор и два высоковольтных диода (HV diodes), блокирующих обратное напряжение в канале сдвига нижнего уровня.

Передача сигнала осуществляется в импульсном режиме, что позволяет минимизировать уравнительные токи и мощность рассеяния. Однако в этом случае для практической реализации требуются более сложные каскады формирования и восстановления сигнала, чем в канале BOT.

К сожалению, 1200-В вариант структуры SOI до сих пор не разработан, и потому для передачи сигнала и изоляции каскадов верхнего и нижнего уровня в драйверах 12-го класса используется отработанная 600-В технология. Передача импульсов управления на каскады верхнего уровня осуществляется посредством двукаскадной схемы сдвига уровня на базе SOI-CMOS-структуры. Балансировка напряжения на последовательно соединенных транзисторах достигается с помощью емкостного делителя напряжения, а встроенная схема активного ограничения предотвращает опасное нарастание сигнала на любом из них.

 

Заключение

В статье представлены результаты разработки твердотельного SOI-драйвера с интегрированной функцией мониторинга напряжения насыщения VCE(sat) и отрицательным напряжением выключения затвора. Новая интегральная микросхема предназначена для использования в составе интеллектуальных модулей малой и средней мощности с рабочим напряжением 600 и 1200 В соответственно. Для индикации состояния перегрузки по величине VCE(sat) в состав модуля включены высоковольтные диоды и схема обработки сигнала по каждому из шести ключей каналов ВОТ- и ТОР-инвертора.

Технология SOI обеспечивает блокирующую способность полупроводникового ключа в обеих полярностях, поэтому новый интегральный драйвер способен формировать отрицательное напряжение выключения. Это позволяет исключить возможность возникновения сквозного тока и снизить уровень динамических потерь. Твердотельные SOI-драйверы могут быть использованы в составе интеллектуальных модулей малой и средней мощности с рабочим напряжением 600 и 1200 В соответственно.

Литература
  1. Majumdar G., Iwasaki M., Fukunaga M., Kong X. Compact IPMs in Transfer Mold Packages for Low-Power-Motor Drives // Proceedings of the ISP SD, 2005.
  2. New 5-35A/1200V Transfer Mold IPM with heat dissipating insulation sheet / H. Kawafuji, T. Nakano, T. Iwagami, K. Kuriaki, M. Honsberg // Proceedings of the PCIM 2005.
  3. High Performance 600V Smart Power Technology Based on Thin Layer Silicon-on-Insulator / R T. Letavic, E. Arnold et al. // Proceedings of the ISP SD, 1997.
  4. 600V Power Conversion System-on-a-Chip Based on Thin Layer Silicon-on-Insulator / R.T. Letavic, M. Simpson, E. Arnold et al. // Proceedings of the ISP SD, 1999.
  5. Pawel S., Rossberg M., Herzer R. 600V SOI Gate Drive HVIC for Medium Power Applications Operating up to 200°C // Proceedings ISP SD, 2005.
  6. 600V CIB-Module with integrated SOI Gate Driver IC for Medium Power Applications / B. Vogler, M. Rossberg, R. Herzer et al. // Proceedings of the CIPS, 2008.
  7. Rossberg M., Vogler B., Herzer R. 600V SOI Gate Driver IC with Advanced Level Shift Concept for Medium and High Power Applications // Proceedings of the EPE, 2007.
  8. Vogler B., Rossberg R., Herzer R., Reusser L. Integration of 1200V SOI gate driver ICs into a medium power IGBT module package // Proceedings of the ISP SD, 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *