SKiiP 4 — новая серия IPM для применений высокой мощности
SKiiP 4 — основные особенности
При этом чрезвычайно важным становится вопрос обеспечения стойкости к термоциклированию, особенно если говорить о таком циклонагруженном применении, как транспортный привод. В гибридных автомобилях новейших поколений используется одноконтурная система охлаждения, температура тосола в которой поддерживается на уровне 105 °С в номинальном режиме и достигает 120 °С при кратковременных перегрузках. Окружающий воздух в подкапотном пространстве нагревается до 125 °С, а температура чипов Tj силового модуля способна превысить значение 150 °С. В то же время во время зимней стоянки привод может остывать до температур, близких к точке замерзания охлаждающей жидкости. В таблице 1 приведены технические требования для электронной аппаратуры, размещаемой в подкапотном пространстве автомобиля с жидкостным охлаждением.
Условия эксплуатации |
|
Температура окружающей среды Ta, °C |
-40…+135 |
Температура охлаждающей жидкости, °C |
-40…+105 |
Температура кристаллов Тj, °C |
-40…+175 |
Вибрация, м/с2 |
10×9,81 |
Удары, м/с2 |
50×9,81 |
Надежность |
|
Срок службы |
15 лет |
Стойкость к термоциклированию (импульсы мощности) |
30 000 циклов при ΔT = 100 K |
Стойкость к термоциклированию (изменение окружающей температуры) |
1000 циклов при ΔT = 165 K |
Работа стандартных модулей в подобных условиях неизбежно ведет к сокращению их ресурса. Только специализированные силовые ключи, конструкция которых адаптирована для применения в составе транспортного привода, могут обеспечить требуемые показатели надежности.
Высокая стойкость к термоциклированию компонентов семейства SKiiP получена благодаря отсутствию базовой платы и, соответственно, ее паяного соединения с DBC-подложкой [4]. Дальнейшее улучшение показателей у модулей 4-го поколения достигнуто за счет внедрения технологии спекания для установки кристаллов. Новейшие методы сборки и использование чипов с расширенным температурным диапазоном IGBT Е4 и диодов CAL 4 делают интеллектуальные силовые ключи SKiiP 4 самыми мощными и компактными IPM на рынке силовой электроники. В таблице 2 показаны схемы силового каскада и приведены предельные характеристики трех типоразмеров модулей SKiiP 4.
Силовой каскад SKiiP 4
В основе концепции SKiiP лежит принцип прижимного соединения изолирующей DBC-подложки, на которой установлены силовые чипы, с теплостоком. При этом из состава модуля исключается медная базовая плата и, соответственно, паяный слой большой площади. Именно термомеханические напряжения, возникающие в этом слое при воздействии перепадов температуры, чаще всего приводят к отказам стандартных силовых ключей. Использование «безбазовой» прижимной технологии сборки SKiiP позволяет более чем в 5 раз повысить стойкость к термоциклиро-ванию и существенно улучшить тепловые характеристики. В результате этого исключается возможность возникновения термомехани ческих стрессов при изменениях температуры и предотвращается развитие усталостных процессов в припое [6].
Конструкция копланарной шины с многоточечным доступом к кристаллам была разработана и внедрена в модулях новой серии SKiM 63/93 [5], ее внешний вид и топология DBC-подложки показаны на рис. 2. Каждый из чипов IGBT и диодов подключается к DC-терминалам с помощью индивидуальных контактов, что позволяет обеспечить максимально равномерное распределение токов.
Силовая шина SKiiP 4 одновременно выполняет несколько важных функций, первой из которых является прижим керамической DBC-платы к теплоотводу. Благодаря наличию большого количества контактов — точек давления, расположенных в зонах локального тепловыделения кристаллов, обеспечивается гомогенная передача тепла на радиатор. Кроме того, многоточечная контактная система позволяет производить токовый обмен между терминалами и чипами по кратчайшему пути. Копланарная конструкция шины гарантирует предельно низкое значение распределенного сопротивления и индуктивности, благодаря чему удается снизить уровень потерь внутри модуля и дисбаланс токов в параллельных цепях.
Высокая плоскостность керамики и отсутствие «биметаллического» эффекта дает возможность использовать более тонкий слой теплопроводящей пасты (около 20 мкм). Напомним, что для компенсации указанного эффекта у стандартных модулей с медной базой толщина слоя пасты должна быть в пределах 50-100 мкм.
Второй по интенсивности отказов проблемой является паяное соединение чипов и керамики, альтернативы которому до настоящего времени не было. Наиболее сильно эта связь подвержена воздействию «коротких» термоциклов длительностью несколько секунд. Кроме того, температура плавления большинства используемых в силовой электронике припоев составляет 220 °С, что естественным образом ограничивает и температурный диапазон работы модулей. По этой причине перегрев чипов неизбежно ведет к сокращению срока службы.
Для установки кристаллов IGBT и диодов на DBC-плату SKiiP 4 применяется технология низкотемпературного спекания [7], впервые в мире использованная SEMIKRON при производстве модулей SKiM 63/93. Первым этапом является позиционирование кристаллов на слое серебряной нанопасты, напыляемой на керамическую подложку. Далее паста спекается при воздействии высокой температуры и давления, образуя сверхпрочное и эластичное серебряное соединение. Тонкий слой серебра имеет более низкое тепловое сопротивление, чем припой, а температура его плавления (960 °С) во много раз превышает рабочую температуру чипов (табл. 3). Таким образом удается многократно повысить надежность соединения и его стойкость к термоциклированию, а также полностью исключить вероятность развития усталостных процессов (рис. 5).
Параметр |
Спекание (технология SKiNTER) |
Пайка |
Температура образования соединения, °C |
|
200-380 |
Толщина слоя, мкм |
15-20 |
70-150 |
Образование лакун |
Нет |
Возможно |
Структура слоя |
Однородная |
Неоднородная |
Температура плавления, °C |
960 |
|
Теплопроводность, Вт/(м•К) |
240 |
70 |
Электропроводность, м/(Ω•мм2) |
41 |
8 |
Коэффициент теплового расширения (КТР), м/К |
19×10-6 |
28×10-6 |
Предел прочности на растяжение, МПа |
55 |
30 |
Токовые характеристики SKiiP 4 улучшены также за счет применения четвертого поколения чипов IGBT (Trench 4) и диодов (CAL 4), предельная рабочая температура которых увеличена до 175 °C. Благодаря использованию технологии спекания и модернизированного процесса ультразвуковой сварки выводов, повышение рабочей температуры произошло без снижения показателей надежности, что подтверждено в ходе ускоренных испытаний.
Цифровой драйвер SKiiP 4
В то время как цифровые технологии все активнее внедряются во все отрасли промышленности, силовая электроника остается отраслью, где в основном доминируют и изучаются аналоговые процессы, несмотря на импульсный способ модуляции сигнала. Драйвер затворов, осуществляющий связь контроллера с входами управления IGBT, может рассматриваться как цифро-аналоговое устройство. Аналоговыми в первую очередь являются каскады, отвечающие за трансляцию сигналов управления через изолирующий барьер. Классическим способом является передача фронтов импульсов, формируемых посредством последовательных резонансных цепей, затем происходит восстановление нормальной длительности с помощью триггера.
В драйвере SKiiP 4 реализован цифровой способ трансляции данных, при котором через изолирующий трансформатор передается непрерывный поток нулей и единиц. Использование дифференциального канала приема-передачи позволяет многократно повысить помехозащищенность. Параметры цифровой схемы не подвержены старению и не зависят от разброса, температурного и временного дрейфа номиналов элементов схемы. Благодаря этому удается повысить качество преобразования и медленно меняющихся аналоговых напряжений (например, сигнала датчика температуры).
Задающий генератор, построенный на программируемой логической матрице (FPGA), формирует импульсы заданной длительности и формы, которые поступают на дифференциальный передатчик с выходным мостовым MOSFET-усилителем (рис. 6а). Данные передаются на выходные каскады драйвера через импульсный трансформатор, осуществляющий гальваническую развязку. Последовательность импульсов принимается дифференциальным приемником-компаратором и далее подается на формирователь сигналов управления затворами (рис. 7), также реализованный на FPGA.
Основная задача, которую решает драйвер, — это коммутация токов перезаряда изолированного затвора при нормальной работе и безопасное отключение IGBT в режиме перегрузки и короткого замыкания. Корректно разработанная схема должна обеспечивать низкое значение потерь включения/выключения и минимальный уровень коммутационных выбросов. В SKiiP 4 впервые реализован так называемый двухступенчатый алгоритм управления IGBT. Программируемое изменение номиналов резисторов затвора RGon/RGoff, осуществляемое с помощью электронных ключей Sw1-Sw5 (рис. 6б), позволяет не только минимизировать величину динамических потерь, но и обеспечить безопасный уровень перенапряжения при отключении тока КЗ. Новый цифровой драйвер предназначен для управления IGBT с рабочим напряжением 1200 и 1700 В. Его мощность составляет 5 Вт на канал при пиковом выходном токе 50 А.
Интеллектуальные силовые модули SKiiP 4 имеют два раздельных блока управления, каждый из которых состоит из ядра драйвера и переходной платы. Конструктивно использование двух каналов (рис. 8) позволяет улучшить отвод тепла, что очень важно для подобной мощной схемы. Плата управления выполняет базовые функции защиты и мониторинга. Это:
- UVLO (Under Voltage LockOut) — защита от падения напряжения питания во входных и выходных каскадах;
- фильтрация коротких (шумовьгх) импульсов;
- защита от перегрузки по току и КЗ;
- измерение аналоговых сигналов датчиков фазного тока, температуры, напряжения DC-шины.
Новым видом защиты для IPM является реализованный в SKiiP 4 мониторинг критической частоты коммутаций и запрет ее превышения. В модулях 4-го поколения сигнальный разъем IDC заменен на более надежный 24-выводной коннектор D-Sub в металлическом корпусе.
Номенклатура
В таблице 4 представлены основные технические характеристики модулей SKiiP 4. Эффективные значения токов IRMS1 и IRMS2 рассчитаны для схемы 3-фазного ШИМ-инвертора при стандартизованного условиях эксплуатации (примечания). Основным ограничивающим фактором для конструктива является максимальный длительный эффективный ток АС-терминала, который не должен превышать 500 A.
Тип модуля SKiiP |
Схема |
Охлаждение |
Vce, В |
ICnom, A |
IRMS1, A |
IRMS2, A |
SKiiP1814GB12E4-3DW |
3GB |
Жидкость |
1200 |
1800 |
1270 |
800 |
SKiiP1814GB12E4-3DL |
3GB |
Воздух |
1200 |
1800 |
900 (620) |
575 (435) |
SKiiP2414GB12E4-4DW |
4GB |
Жидкость |
1200 |
2400A |
1640 1) |
1030 1) |
SKiiP2414GB12E4-4DL |
4GB |
Воздух |
1200 |
2400 |
1000 2) |
715 |
SKiiP2414GB12E4-4DL |
4GB |
Воздух |
1200 |
2400 |
950 3) (730) |
715 (520) |
SKiiP3614GB12E4-6DW |
6GB |
Жидкость |
1200 |
3600 |
2260 1) |
1420 1) |
SKiiP3614GB12E4-6DL |
6GB |
Воздух |
1200 |
3600 |
1360 2) |
960 |
SKiiP3614GB12E4-6DL |
6GB |
Воздух |
1200 |
3600 |
1240 3) |
|
SKiiP1814GB17E4-3DW |
3GB |
Жидкость |
1700 |
1800 |
1275 (1124) |
800 (660) |
SKiiP1814GB17E4-3DL |
3GB |
Воздух |
1700 |
1800 |
770 2) |
550 |
SKiiP1814GB17E4-3DL |
3GB |
Воздух |
1700 |
1800 |
720 3) |
« |
SKiiP2414GB17E4-4DW |
4GB |
Жидкость |
1700 |
2400 |
16401) (1440) |
10301) (900) |
SKiiP2414GB17E4-4DL |
4GB |
Воздух |
1700 |
2400 |
930 2) |
675 |
SKiiP2414GB17E4-4DL |
4GB |
Воздух |
1700 |
2400 |
860 3) |
« |
SKiiP3614GB17E4-6DW |
6GB |
Жидкость |
1700 |
3600 |
2260 1) |
1420 1) |
SKiiP3614GB17E4-6DL |
6GB |
Воздух |
1700 |
3600 |
1240 2) |
900 2) |
SKiiP3614GB17E4-6DL |
6GB |
Воздух |
1700 |
3600 |
1100 3) |
870 3) |
Примечания.
1) С радиатором NWK 40.
2) При указанном токе коллектора Ic и температуре кристаллов Tj = 150 °C максимальная температура радиатора — 125 °C.
3) При температуре радиатора 115 °C (в отверстии под кристаллом по методу В) или ~105 °C между DBC-подложками (силовой каскад)
Использованные в таблице 4 обозначения:
- ICnom — номинальный ток (по новой системе обозначений параметр ICnom определяется производителем кристаллов).
- IRMS1 — среднеквадратичный выходной фазный ток при выходном напряжении 400 В (VCE = 1200 В) или 690 В (VCE = 1700 В), частоте огибающей 50 Гц, cosφ = 0,85, температуре окружающей среды Ta = 40 °C, частоте ШИМ fsw = 5 кГц (VCE = 1200 В) или 2 кГц (VCE = 1700 В).
- IRMS2 — среднеквадратичный выходной фазный ток при тех же условиях, но с учетом перегрузки 150% в течение 60 с и при изменении частоты огибающей в пределах 2-50 Гц.
- В скобках даны значения тока SKiiP 3.
- Для точного расчета тепловых режимов в конкретных условиях эксплуатации необходимо воспользоваться программой SEMISEL.
Механические характеристики
Одной из главных проблем при проектировании силового преобразовательного устройства является подключение терминалов модулей с учетом допустимых статических и динамических нагрузок. Особенно серьезно эта задача стоит на транспорте, где высокие вибрационные воздействия способны деформировать выводы и даже привести к отказу силового ключа. Основной способ решения проблемы — механическая развязка: использование гибких шин, промежуточных элементов крепления и т. д.
Компоненты новой генерации SKiiP полностью совместимы с модулями 3-го поколения по расположению выводов и подключению. При этом за счет введения дополнительных точек фиксации DC- и АС-терминалов допустимая нагрузка на них повышена в 2 раза, она теперь составляет 200 Н по всем осям: Fx, Fy, F±z (рис. 9a, б). Рекомендуемый вариант подключения АС-выводов и звена постоянного тока к модулю SKiiP 4GB в стационарном положении показан на рис. 9в.
Надежность
Пользователям стала доступна новая уникальная опция: кроме стандартной программы проверки электрических параметров, которой подвергаются 100% компонентов, надежность IPM SKiiP может быть дополнительно подтверждена в составе реальной инверторной схемы в условиях предельных нагрузок.
В ходе двух циклов испытаний продолжительностью 60-90 мин проводится проверка силовых ключей в составе преобразователя ветроэнергетической установки (ВЭУ) при полной нагрузке, предельных значениях температуры и напряжения питания. Температура силовых кристаллов при этом достигает 140 °C, что обеспечивает максимальный термомеханический стресс для всей конструкции силового ключа. По желанию заказчика может быть выбрана 2- или 4-квадрантная схема, а также воздушный или жидкостный режим охлаждения. Основной целью теста является определение ключевых причин ранних отказов и их устранение. В 2008 году данному виду испытаний было подвергнуто 80% модулей SKiiP 3.
Заключение
С начала 1990-х годов, когда было начато производство интеллектуальных силовых модулей SKiiP, их востребованность в различных отраслях промышленности неуклонно росла благодаря широким функциональным возможностям и высокому уровню надежности. Одно из самых ярких подтверждений сказанному — ветроэнергетика, отрасль, в которой к силовым ключам предъявляются очень высокие требования как по электрическим характеристикам, так и по надежности. Конверторы на основе IPM SKiiP преобразуют 44 ГВт энергии при общей мощности всех введенных в действие ветроэнергетических установок, составляющей около 94 ГВт (источник: BTM Consult ApS. 2008. № 3).
В конструкции SKiiP воплотился более чем 15-летний опыт SEMIKRON по разработке компонентов прижимного типа. Концепция технологии pressure-contact состоит в отказе от жестких паяных и сварных соединений и прямом прижиме изолирующей DBC-платы с силовыми чипами к теплоотводу. В результате этого обеспечивается равномерный тепловой и электрический контакт и более чем на 40% снижается тепловое сопротивление «кристалл — теплоотвод» Rth(j-s) по сравнению со стандартными модулями. Благодаря исключению базовой платы и соединительного паяного слоя большой площади существенно снижается уровень термомеханических напряжений, действующих на модуль при циклических изменениях тока нагрузки. При идентичных условиях работы это означает увеличение стойкости к термоциклированию более чем в 5 раз.
Новое, 4-е поколение SKiiP по плотности мощности, уровню интеграции и функциональным возможностям отвечает самым жестким требованиям современного рынка силовой электроники. Впервые в мире в силовых ключах SKiiP 4 для установки чипов на керамическую подложку использована технология низкотемпературного спекания, а в драйвере управления затворами применен принцип цифровой передачи данных. Устройство управления силовым каскадом SKiiP 4 передает контрольные сигналы по дифференциальному каналу, что позволяет обеспечить подавление синфазных помех, высокую помехозащищенность и минимальный уровень перекрестных связей между каналами.
Основные особенности IPM SKiiP 4:
- Диапазон мощностей: 130 кВт — 1,8 МВт.
- Полное исключение паяных соединений.
- Повышенная стойкость к термоциклированию благодаря отсутствию базовой платы и применению технологии спекания.
- Предельная рабочая температура чипов Tjmax = 175 °C
- Цифровая изолированная передача импульсов управления.
- Цифровая диагностика.
- Двухступенчатая схема управления IGBT.
- Опциональный тест на надежность в условиях предельных нагрузок.
- Application Manual Power Modules. SEMIKRON International.
- Demuth V., Ha upl K., Ko nig B., Nichtl-Pecher W. CAL4: The next generation 1200V Freewheeling Diode // PCIM 2007.
- Hermwille M. Driver Core goes Fully Digital // Bodo Power Systems. August 2008.
- Колпаков А. SKiiP против IPM, или Сколько интеллекта надо модулю // Электронные компоненты. 2004. № 9, 10.
- Колпаков А. Новые модули для транспорта SKiM 63/93 // Силовая электроника. 2007. № 4.
- Колпаков А. О термоциклах и термоциклировании // Силовая электроника. 2006. № 2.
- Колпаков А. Низкотемпературная технология спекания // Компоненты и технологии. 2007. № 4.
- G o bl C., Beckedahl P., Braml H. Low temperature sinter technology Die attachment for automotive power electronic applications // Automotive Power Electronics. June 2006.
- http://semisel.semikron.com/