Транзисторный компенсатор реактивной мощности
Статические компенсаторы реактивной мощности
В рыночных экономических условиях необходимо внедрение компенсирующих устройств в целях уменьшения потерь электроэнергии при ее транспортировании, повышения надежности электроснабжения, увеличения пропускной способности межсистемных связей.
До создания статических тиристорных компенсаторов для регулирования напряжений, повышения статической и динамической устойчивости сетей, снижения перенапряжений использовали синхронные компенсаторы или коммутируемые батареи конденсаторов и реакторы. Установка шунтовых реакторов и конденсаторов в электрической сети способствовала улучшению реактивных параметров сети, но не обеспечивала быстрого и непрерывного регулирования реактивной мощности (РМ). Замена этих устройств статическими компенсаторами, получившими широкое распространение за рубежом, была вызвана необходимостью обеспечения требуемых параметров энергосистемы, надежности и ремонтопригодности оборудования.
В современных системах электроснабжения все большее значение приобретают устройства компенсации РМ, позволяющие непрерывно поддерживать необходимый баланс РМ. Устройствами, отвечающими высоким требованиям по быстродействию и плавности регулирования, являются статические компенсаторы реактивной мощности (КРМ). Статические тиристорные компенсаторы находят все большее применение в электроэнергетических системах для регулирования напряжения в узлах нагрузки [1]. Актуальность создания надежного и эффективного управляемого статического источника реактивной мощности (ИРМ) очевидна [2]. Определению оптимальных параметров статического тиристорного компенсатора посвящена статья [3]. Однако в статическом тиристорном компенсаторе [3] номинальное напряжение тиристорного коммутатора должно приниматься равным номинальному напряжению шин подстанции [4], к которым подключен статический тиристорный компенсатор.
Автором [1] в предложенной схеме регулируемого ИРМ используется схема регулируемой части статического тиристорного компенсатора [4], однако номинальное напряжение тиристорного коммутатора в ИРМ может быть принято в несколько раз ниже, чем в статическом тиристорном компенсаторе. Для обоснования особенностей выбора параметров оборудования ИРМ проведен сравнительный анализ параметров установившихся режимов регулируемых ИРМ и статических тиристорных компенсаторов [1], получены зависимости от угла отпирания тиристоров α. Определены диапазоны регулирования выдаваемой реактивной мощности ИРМ 35, 110 и 220 кВ. Возможно многофункциональное использование в энергосистемах статических тиристорных КРМ, и, в частности, для снижения коммутационных перенапряжений на воздушных линиях электропередачи [5]. Построение электрических схем статических тиристорных КРМ и их оптимизация должны проводиться с учетом требований по снижению коммутационных перенапряжений, если такая задача ставится в конкретных случаях использования статического тиристорного компенсатора в энергосистеме. Вопросы применения статических тиристорных КРМ для снижения коммутационных перенапряжений исследовались в [5].
Для улучшения динамических свойств статических тиристорных КРМ с фильтрокомпенсирующими цепями требуется надежный аппарат, осуществляющий их коммутацию при интенсивных переходных процессах. В качестве коммутационного аппарата могут использоваться тиристорные коммутаторы, что приведет к некоторому увеличению стоимости статических тиристорных КРМ. Работа потребителей, содержащих в своем составе нелинейную нагрузку, сопровождается искажением формы кривой тока и напряжения, нормируемых согласно ГОСТ 13109-87, по коэффициенту несинусоидальности напряжения kHC. Эти искажения отрицательно влияют на режим работы сети и потребителя, вызывая дополнительные потери мощности и электроэнергии в питающих линиях и оборудовании, резонансы токов и напряжений, сбои в работе ПЭВМ, автоматики и др.
При работе автономных (судовых, корабельных, сельскохозяйственных) электроэнергетических систем, содержащих мощную преобразовательную нагрузку, такие отрицательные последствия приобретают особое значение [6–8]. С целью компенсации высших гармонических и контроля качества напряжения в автономных электроэнергетических системах необходимо:
- при проектировании расчетным путем определить амплитуды и фазы высших гармоник и коэффициент несинусоидальности в отдельных узлах сети;
- при эксплуатации проводить измерения гармонического состава тока, напряжения и коэффициента несинусоидальности в этих же узлах.
На основе этих данных вырабатываются практические рекомендации по выбору схемы и параметров средств компенсации высших гармонических с учетом оптимизации массогабаритных показателей выбранного оборудования (например, фильтра высших гармоник). Решение этой задачи усложняется тем, что масса и габариты применяемого оборудования изменяются дискретно. Оптимальное решение может быть получено только с помощью САПР, позволяющей обрабатывать большое количество вариантов, в том числе нестандартных. Это качество может быть обеспечено путем модульного построения информационных, программных и технических средств таких систем.
Однофазный вентильно-конденсаторный ИРМ с частотным регулированием [9] в ряде случаев может быть использован для компенсации не только индуктивной составляющей тока нелинейной нагрузки, но и одной из нечетных гармоник этого тока. Быстродействие таких компенсаторов равно половине периода напряжения сети (как и резонансных фильтров, снабженных мостовыми тиристорными выключателями). Для генерирования в сеть нечетной гармоники тока регулируемой фазы необходимо:
- частоту импульсов управления тиристорными коммутаторами установить равной удвоенной частоте сети;
- фазу импульсов управления сделать регулируемой;
- емкость конденсатора и индуктивность входного реактора вентильно-конденсаторного ИРМ выбрать из условия резонанса (с учетом индуктивности сети) на частоте ν-й гармоники тока нелинейной нагрузки.
Амплитуды основной и высшей гармоник сетевого тока вентильно-конденсаторного ИРМ постоянны и не зависят от изменения фазы импульсов управления тиристорными коммутаторами. Амплитуда высшей гармоники сетевого тока вентильно-конденсаторного ИРМ в ν раз больше амплитуды его основной гармоники [9].
Наиболее оптимальным является использование вентильно-конденсаторных ИРМ в сетях со «спокойными» или периодически включаемыми нелинейными нагрузками, в которых амплитуды основной и высших гармоник потребляемого тока постоянны по величине или изменяются в незначительных пределах.
IGBT КРМ дискретного типа (КРМ ДТ)
Силовая часть компенсатора состоит из четырех секций конденсаторных батарей (КБ 1, КБ 2, КБ 3, КБ 4) с соотношением мощностей 1:2:4:8, при этом конденсаторы каждой секции включены треугольником. Каждая из секций конденсаторов подключается к сети посредством последовательно соединенных с ними бесконтактных коммутаторов, выполненных на основе IGBT (ТК1, ТК2, ТКЗ, ТК4). Такая организация силовой части КРМ позволяет, во-первых, значительно сократить количество коммутационно-защитной аппаратуры, во-вторых, обеспечить 15 (с нулевым уровнем — 16) ступеней регулирования РМ компенсатора, обеспечивая достаточно плавное изменение мощности при широком диапазоне регулирования.
Важнейшей особенностью предлагаемого КРМ по сравнению с применяемыми в настоящее время устройствами является то, что с целью исключения бросков тока в КБ при коммутациях подключение конденсаторов к сети происходит не в произвольный момент времени, а в момент равенства мгновенного напряжения сети и остаточного напряжения на конденсаторах.
Силовая часть компенсатора состоит из четырех секций КБ, мощности которых относятся друг к другу как 1:2:4:8. Такое построение силовой схемы статического транзисторного коммутатора (СТК) позволяет сократить количество коммутационной аппаратуры при достаточно широком диапазоне регулирования мощности КБ [10].
Поскольку полная РМ проектируемой установки составляет 600 кВАр, мощность одной ступени регулирования определяется следующим образом:
ΔQ = 600/15= 40 кВАр.
Мощности первой, второй, третьей и четвертой секций конденсаторной батареи соответственно равны:
Q1 = 40 кВАр;
Q2 = 80 кВАр;
Q3 = 160 кBAp;
Q4 = 320 кВАр.
Суммарная емкость конденсаторов одной секции конденсаторной батареи определяется из выражения [10]:
Q=ωCU2.
Отсюда получаем соответственно:
С2 = 1764 мкФ;
С3 = 3528 мкФ;
С4 = 7056 мкФ.
Таким образом, емкости конденсаторов, подключенных в каждую фазу одной секции соответствующих ступеней, будут равны:
С ав1= С вс1 = С са1 = 294 мкФ;
С АВ2 = С ВС2 = С СА2 = 588 мкФ;
С АВ3 = С ВС3 = С СА3 = 1176 мкФ;
С АВ4 = С ВС4 = С СА4 = 2352 мкФ.
Фазные токи секций батарей конденсаторов определим как:
IФ1=380 ×314×294×10–6=35,1 А;
IФ2=70,2 А;
IФ3=140,4 А;
IФ4=280,8 А.
Тогда линейные токи каждой из секций будут равны:
IЛ1 = √3×IФ1 = 60,8 А;
IЛ2 = 121, 6 А;
IЛ3 = 243,2 А;
IЛ4 = 486,4 А.
На основании приведенных выше расчетов целесообразно применить косинусные конденсаторы марки КЭС1-0,66-40-2У1. Емкость одного такого конденсатора С = 292 мкФ. Таким образом, в каждой фазе первой секции содержится по одному конденсатору, второй секции — по два параллельно соединенных конденсатора, третьей секции — по четыре, четвертой секции — по восемь.
Для коммутации батарей конденсаторов предлагается применять вместо тиристоров IGВТ. Управление транзисторными ключами существенно отличается от управления тиристорами. Транзистор является полностью управляемым ключом, его можно открывать и закрывать в любые моменты времени, поэтому система управления должна быть точно синхронизирована с сетью и выдавать команды ключу не только на включение, но и на выключение [10].
IGВТ обладают достаточно малым временем переключения. Это позволяет с высокой точностью переключать транзисторы в моменты перехода тока конденсаторов через ноль, а также включать транзисторные ключи в момент времени, когда мгновенное значение напряжения питающей сети и остаточное напряжение на конденсаторе будут равны по величине. Последнее условие, как указывалось выше, позволяет избежать возникновения переходных процессов в КБ при ее подключении к сети.
Выбор силовых транзисторов производится по максимальному напряжению между коллектором и эмиттером и номинальному току через транзистор. Амплитуда напряжения между коллектором и эмиттером на закрытом IGBT может достигать значения:
UTm=2×Ua=2×√2×U=2×√2×380=1075 В
Это возможно, если конденсатор был заряжен до амплитудного значения напряжения сети. Таким образом, транзистор должен выдерживать эту разность потенциалов с некоторым запасом.
В рассматриваемом КРМ предлагается использовать силовые IGBT-модули фирмы Mitsubishi. Однако это не исключает возможности использования силовых модулей других производителей, имеющих такие же основные параметры, как приведенные ниже для IGBT-модулей Mitsubishi. Каждый модуль содержит два IGBT (коллектор одного из транзисторов соединен с эмиттером другого) и два защитных диода, включенных между эмиттером и коллектором транзисторов, т. е. в одном модуле расположены все компоненты для построения транзисторного ключа.
Для коммутации четвертой, самой мощной секции используется модуль CM400DU-24F со следующими параметрами:
- максимальное напряжение коллектор–эмиттер Uкэm = 1200 В;
- постоянный ток через коллектор–эмиттер Iкэм = 400 А;
- управляющее напряжение U3э = ± 20 В;
- типовое падение напряжения на открытом транзисторе Uкэ0 = 1,8 В;
- входная емкость модуля Свх = 160 нФ;
- эквивалентный входной заряд QBX = 4400 нК;
- максимальное время включения tBKJI = 650 нс;
- максимальное время выключения tBbIKЛ = 1300 нс;
- максимальный входной ток утечки Iвх.у = 80 мкА;
- максимальный ток через закрытый транзистор Iкэ.т = 2 мА.
Для коммутации третьей секции подходит модуль CM200DU-24H, для коммутации второй секции — модуль CM100DU-24H, для первой — CM50DU-24H. Основные параметры выбранных IGBT-модулей представлены в таблице 1.
Тип модуля |
Uкэm, B |
Iкэm, А |
Uзэ, B |
Uкэ0, B |
Cвх, нФ |
Qвх, нК |
tвкл, нс |
tвыкл, нс |
Iвх.у, мкА |
Iкэ.т, мА |
CM400DU-24F |
|
400 |
|
1,8 |
160 |
4400 |
650 |
1300 |
80 |
2 |
CM200DU-24H |
1200 |
200 |
±20 |
2,4 |
60 |
1400 |
550 |
850 |
2 |
2 |
CM100DU-24H |
|
100 |
|
2,5 |
16 |
400 |
450 |
650 |
0,5 |
1 |
CM50DU-24H |
|
50 |
|
2,3 |
8,2 |
200 |
450 |
600 |
0,5 |
1 |
Резонансные явления и компенсация гармоник компенсатором на IGBT
На практике проверка возможности резонансных явлений в электроэнергосистеме энергоблока, электроэнергетическая система (ЭЭС) которого включает шесть трансформаторов типа ТМ-730, три эквивалентных двенадцатифазных преобразователя ВАКЗС-500-330, а также КБ суммарной мощностью 200 кВАр, показала, что при работе двух синхронных генераторов (СГ), тиристорных преобразователей и КБ в системе возможен резонанс на 7-й гармонике.
Экспериментальные исследования, проведенные на энергоблоке, показали значительное резонансное усиление нескомпенсированных 5-й и 7-й гармоник (до 10%) в контуре СГ–КБ, что согласуется с теорией [11].
Частотные характеристики и выбор параметров компенсатора на IGBT
Проблема выбора параметров КРМ ДТ не ограничивается только определением величины максимальной (суммарной) емкости секции КБ, исходя из величины РМ нагрузки, подключенной к рассматриваемому узлу питающей сети (шинам низкого напряжения трансформаторной подстанции). При выборе емкости следует также принимать во внимание частотные характеристики узла питающей сети во избежание возможности возникновения нежелательных, с точки зрения эксплуатационной надежности и устойчивости системы, резонансных режимов в контурах, образуемых емкостью КРМ ДТ и индуктивностями иных элементов системы.
Однолинейная схема замещения условно-типовой системы электроснабжения (цеховой подстанции), включающей в себя КРМ ДТ, приведена на рис. 1. На схеме выделены: питающий трансформатор Тр, асинхронная нагрузка АД1… АДn, обобщенная нагрузка xR (в том числе нелинейная — полупроводниковый преобразователь ТПр) и КРМ ДТ, состоящий из четырех секций КБ.
Величины РМ, сопротивления и проводимости КБ определяются известными соотношениями [12, 13]:
Емкость КБ определяется по выражению:
Анализ схемы проведем, используя схему замещения для первой гармоники (рис. 2).
Параметры КБ должны быть выбраны таким образом, чтобы реактивные сопротивления КБ
не создавали резонанса с реактивным сопротивлением питающего трансформатора на частоте основной гармоники.
Суммарную емкость КБ можно определить как сумму k членов геометрической прогрессии
где Cn=C1×2n–1 — емкость n-ой ступени КБ; C1— емкость первого члена геометрической прогрессии; 2 — знаменатель прогрессии;
n — номер взятого члена.
Последнее выражение можно записать иначе:
CSmax=20C1+21C1+22C1+23C1=15C1. (1)
С учетом дискретного способа включения КБ, уравнение (1) можно переписать следующим образом:
CSmax=[A(1)20C1+A(2)21C1+A(3)22C1+A(4)23C1]–A(5), (2)
где А(1)… А(5) — коммутационные функции, принимающие одно из двух фиксированных значений («0» или «1»), которые определяются алгоритмом работы и уставкой системы управления КРМ ДТ.
Для идеального параллельного контура индуктивность трансформатора — емкость КБ собственная резонансная частота (w0) определяется как
А поскольку, в соответствии с (1) и (2), емкость КБ может изменяться в пределах C1≤CКБ≤15C1, то собственная резонансная частота узла питающей сети будет изменяться в пределах min w0Tmax≤w0T≤w0, причем частота w0Tmax соответствует емкости C1, а w0 — емкости 15C1.
Из анализа АЧХ параллельного колебательного контура (рис. 3) [13] следует, что в диапазоне частот от 0 до w 0T параллельный контур обладает индуктивной реакцией, а после w 0T — емкостной реакцией.
При полной компенсации РМ в сети имеет место резонанс (cosj = l), что нежелательно из-за сверхтоков в трансформаторе и КБ.
Из анализа АЧХ следует, что рабочая частота параллельного контура w =2pf=314 рад/с должна лежать в диапазоне 0<w<w0T, причем, так как w 0T при переключении КБ изменяется в определенном диапазоне w0T max≤w0T≤w0, то выбор емкости КБ необходимо проводить, исходя из условия, что min
Выводы
Рассмотрены особенности резонансных явлений в электроэнергетических системах питания судов (кораблей) с берега с мощными полупроводниковыми преобразователями, вызванных высшими гармониками тока и напряжения, появляющимися в ЭЭС в результате работы мощных полупроводниковых преобразователей. Определены соотношения, позволяющие производить детерминированную оценку возможности возникновения в ЭЭС резонансных режимов. Проведена практическая проверка установленных зависимостей, подтверждающая полученные теоретические выводы.
Представлены частотные характеристики условно-типовой системы электроснабжения, содержащей КРМ ДТ на IGBT, что необходимо для правильного выбора параметров транзисторного компенсатора во избежание возможности возникновения нежелательных, с точки зрения эксплуатационной надежности и устойчивости системы, резонансных режимов в контурах, образуемых емкостью КРМ ДТ и индуктивностями иных элементов системы.
- Сидоров В. С. Сравнительный анализ параметров установившихся режимов регулируемых источников реактивной мощности и статических тиристорных компенсаторов // Известия вузов. Энергетика. 1990. № 10.
- Черников Г. Б. Управляемый статический источник реактивной мощности // Электричество. 1981. № 10.
- Азарьева Е. Д. Определение оптимальных параметров статического тиристорного компенсатора // Электричество. 1988. № 7.
- Азарьев Д. И. Статический тиристорный компенсатор на подстанции 500 кВ «Луч» // Электрические станции. 1985. № 9.
- Ильиничнин В. В. Применение тиристорных компенсаторов для снижения коммутационных перенапряжений в линиях электропередачи // Электрические станции. 1990. № 1.
- Приходько В. М. Технико-экономический анализ судовых электроэнергетических систем с полупроводниковыми преобразователями. Юбилейная XV Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика (РИ–2016)». 26–28 октября 2016. Материалы конференции. СПб.: РАН, 2016.
- Приходько В. М. Особенности технико-экономического анализа судовых электроэнергетических систем с мощными преобразовательными устройствами // Речной транспорт (XXI век). 2016. № 3.
- Приходько В. М. Проектирование судовых электроприводов переменного тока с преобразователями частоты. СПб.: ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2013.
- Федий В. С. Вентильный компенсатор индуктивного тока и нечетной гармоники на основе резонансного фильтра // Техническая электродинамика. 1990. № 6.
- Приходько В. М. Эффективность компенсатора реактивной мощности дискретного типа // Журнал университета водных коммуникаций. СПб.: СПГУВК, 2012. Вып. III (XV).
- Приходько В. М. Резонансные явления в электроэнергетических системах с полупроводниковыми преобразователями при питании судов с берега // Журнал университета водных коммуникаций. СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2013. Вып. III (XIX).
- Бессонов Л. А. Теоретические основы электротехники. М.: Высшая школа, 1996.
- Калантаров П. Л. Теоретические основы электротехники. Часть вторая. Теория цепей переменного тока. М.–Л.: Госэнергоиздат, 1959.