Возможность самозапуска однофазного асинхронного двигателя

№ 2’2021
PDF версия
Анализ процессов в электрических машинах, основанный на рассмотрении физической сущности явлений, позволяет иногда выявить неизвестные особенности их динамики. Например, оказывается, что однофазный асинхронный двигатель можно при определенных условиях запустить, не используя дополнительную пусковую обмотку на статоре, подключаемую через фазосдвигающий конденсатор, или другие технические решения, позволяющие разогнать ротор до достаточной частоты вращения. В статье показано, что такой саморазгон однофазного асинхронного двигателя возможен. Необходимое условие его реализации — достаточно малые силы трения и отсутствие устойчивого положения равновесия ротора при возбужденном статоре.

Математическая модель однофазного асинхронного двигателя

Для упрощения математической модели однофазного асинхронного двигателя (ОФАД) положим обмотку его статора подключенной к генератору переменного синусоидального тока ic = Icmsin(wt). Индукция магнитного поля, созданного током статора в воздушном зазоре двигателя, будет распределенной по гармоническому закону, а взаимная индуктивность M обмоток статора и ротора — зависящей от косинуса угла a между их осями:

M = Mm cos a.                              (1)

Положительное направление осей обмоток выбираем связанным с положительным направлением тока в них правилом правого винта.

В этом случае при положительных токах обмоток статора и ротора отклонение оси обмотки ротора вызывает электромагнитный момент mp, возвращающий ротор в состояние равновесия, соответствующее:

a = const = 0.                             (2)

Величина момента mp определяется выражением [1, 2]:

mp = –Gicip sin a,                         (3)

где ip — ток роторной обмотки, G = const, зависит от числа витков n обмотки ротора, его диаметра D и активной длины l, а также от коэффициента пропорциональности KB между индукцией в зазоре двигателя и током обмотки статора ic [1, 2]. При этом магнитная цепь двигателя полагается ненасыщенной, а двигатель — имеющим одну пару полюсов.

Цепь обмотки ротора описывается уравнением:

Формула

где L и r — индуктивность и активное сопротивление роторной обмотки.

Движение ротора в первом приближении без учета момента сухого и вязкого трения описывается уравнением:

Формула

где J — суммарный момент инерции ротора и нагрузки.

 

Статический режим двигателя

Рассмотрим статический режим, соответствующий a = const. Заметим, что существование подобного режима в данном случае возможно только при mp = 0.

В статике при неподвижном роторе уравнение (4) принимает вид:

Формула

стационарное решение которого очевидно:

Формула

где

Формула

Статический установившийся электромагнитный вращающий момент ротора:

Формула

Из формулы (7) следует наличие постоянной составляющей электромагнитного вращающего момента:

Формула

где

Формула

 

и переменной гармонической составляющей удвоенной частоты:

Формула

Обе составляющие электромагнитного вращающего момента обращаются в нуль при a = 0, p/2, p, 3p/2…

Очевидно, что при наличии на роторе трех симметричных обмоток их суммарный вращающий момент при пульсирующем поле статора равен нулю, что известно из теории асинхронных электрических машин.

 

Режим вращения ротора с постоянной скоростью

Режим вращения ротора с постоянной скоростью возможен при принудительном вращении ротора или при достаточно большом моменте инерции J, позволяющем не учитывать пульсации скорости, вызванные пульсирующей составляющей вращающего момента двигателя. В этом случае уравнение (4) принимает вид:

Формула

Стационарное решение уравнения (10) имеет две составляющие: одну с разностной частотой w = w – Ω, а другую — с суммарной w+ = w:

Формула

где

Формула

Формула

где

Формула

Составляющие токов ротора (11) и (12) создают соответствующие вращающие моменты:

Формула

в сумме составляющие момент ротора.

Формула

Помимо переменных составляющих с частотами 2w, 2Ω, 2w, 2w+, вращающий момент ротора (13) имеет и постоянную составляющую:

Формула

Полученное выражение позволяет определить частоту вращения идеального холостого хода ОФАД при питании статорной обмотки от генератора тока:

Формула

Исследование зависимости на экстремум дает уравнение, которому удовлетворяют стационарные точки:

Формула

где:

Формула

 

Динамический режим работы однофазного асинхронного двигателя

При питании статорной обмотки от генератора тока состояние двигателя определяют три фазовые координаты:

  • угол поворота ротора;
  • частота вращения ротора;
  • ток обмотки ротора ip.

Уравнения (1)–(5) позволяют записать систему уравнений двигателя в форме Коши:

Формула

Очевидно, система уравнений (17) относится к нелинейным нестационарным системам дифференциальных уравнений.

Нетрудно проверить наличие четырех физически различимых стационарных решений системы уравнений (17). Первые два из них:

Формула

где

Формула

соответствуют неподвижному ротору с протекающим в его обмотке гармоническим током. Остальные два стационарных решения:

Формула

также соответствуют неподвижному ротору, но с нулевым током в его обмотке.

Следуя логике рассуждений, широко используемых в теории электрических машин и электропривода, можно предположить, что первая пара стационарных решений (18) системы уравнений (17) неустойчива, поскольку любое небольшое смещение ротора из положения равновесия вызывает вращающий момент, действующий согласно формуле (8) в направлении смещения. Аналогично можно ожидать, что два других положения равновесия (19) окажутся устойчивыми, поскольку любое небольшое смещение из положения равновесия вызывает вращающий момент, действующий в направлении, противоположном смещению. Если такая ситуация в действительности имеет место, то можно ожидать, что ротор двигателя займет одно из устойчивых положений равновесия. Запустить двигатель в этом случае можно только одним из известных способов: создавая на время запуска вращающееся магнитное поле, например с помощью дополнительной пусковой обмотки, или принудительно разогнав ротор до необходимой скорости.

Как известно [3], зависимость параметров системы от времени придает движению системы новые качественные особенности. Если в рассматриваемой системе все положения равновесия окажутся неустойчивыми, можно ожидать, что в результате установятся автоколебания ротора или даже произойдет самозапуск двигателя. Разумеется, что силы трения для этого должны быть достаточно малы.

Дальнейшее исследование можно провести аналитическими методами, методом физического моделирования или на математической модели. Наименее трудоемким и реально реализуемым является исследование на цифровой модели, например в системе MATLAB SIMULINK.

 

Иccледование динамики однофазного асинхронного двигателя на цифровой модели

На рис. 1 представлена цифровая модель однофазного асинхронного двигателя, построенная в системе MATLAB 6.5 SIMULINK 5.

Цифровая модель однофазного асинхронного двигателя

Рис. 1. Цифровая модель однофазного асинхронного двигателя

При выбранных параметрах гипотетического двигателя r = 0,1 Ом, L = 0,02 Гн, Mm = 0,018 Гн, J = 9,6 кгм2, G = 0,08 Нм/А2, w = 100p с–1 Icm = 30 A вычислены параметры цифровой модели:

MmIcm = 0,54, G Icm /J = 0,2, 1/L = 50. Выбран метод моделирования ode23s при относительной погрешности 1e-8.

Моделирование двигателя при достаточно малых отклонениях от положения равновесия (19) (a = p/2 + Δa или a = 3p/2 + Δa) и нулевых начальных условиях по скорости и току (Ω = 0, ip = 0) показало медленно расходящийся колебательный процесс.

На рис. 2 представлены расходящиеся колебания при Da = 0,03 рад (≈ 1,72°). За 20 периодов амплитуда колебаний возросла всего лишь на 0,00018/0,03×100% = 0,6%. Уменьшение Da на порядок (Da = 0,003 рад) приводит к незначительному повышению частоты колебаний и несколько большему возрастанию амплитуды. За 20 периодов амплитуда колебаний возрастает на 0,00019/0,03 × 100% = 0,63%. Это позволяет полагать неустойчивость положения равновесия и «в малом».

Расходящийся колебательный переходный процесс

Рис. 2. Расходящийся колебательный переходный процесс

В такой ситуации оказывается возможным самозапуск однофазного асинхронного двигателя. Положим, ротор находится в положении 0< a< p/2. При замыкании роторной обмотки начинается вращение ротора в сторону положения равновесия, соответствующего a = p/2, переходящее в расходящиеся колебания около этого положения равновесия. В некоторый момент времени при уменьшении a его значение станет отрицательным, как и вращающий момент, продолжающий уменьшать a, то есть вращать ротор к неустойчивому положению равновесия a = –p/2, (+3p/2) (19). «Проскочив» по инерции положение равновесия, ротор, преодолевая противодействующий вращающий момент, приблизится к положению равновесия a = –p, (+ p) (18) и при достаточном запасе кинетической энергии «проскочит» его. Электромагнитный вращающий момент, сменив направление, продолжит разгонять ротор в направлении по часовой стрелке и т. д. Результат моделирования, подтверждающий саморазгон однофазного асинхронного двигателя, представлен на рис. 3. Для сокращения интервала «самораскачивания» двигателя начальное положение ротора выбрано близким к положению равновесия a = 0 (a(0) = 0,03 рад).

Процесс саморазгона однофазного асинхронного двигателя

Рис. 3. Процесс саморазгона однофазного асинхронного двигателя

Возможно, что возрастающие колебания ротора вначале превысят значение a = p. В этом случае ротор станет разгоняться в другом направлении (против часовой стрелки). При небольшом изменении a(0), например при a(0) = 0,032 рад, происходит самозапуск двигателя в противоположном направлении, как показывает результат моделирования, представленный на рис. 4.

Процесс саморазгона однофазного асинхронного двигателя против часовой стрелки

Рис. 4. Процесс саморазгона однофазного асинхронного двигателя против часовой стрелки

 

Механическая характеристика однофазного асинхронного двигателя

Механической характеристикой однофазного асинхронного двигателя назовем зависимость постоянной составляющей электромагнитного вращающего момента двигателя от постоянной частоты вращения ротора (14). В действительности частота вращения имеет пульсирующую составляющую, вызванную пульсирующими составляющими вращающего момента (13). В реальности значительный момент инерции ротора и нагрузки делает пульсации частоты вращения пренебрежимо малыми, а зависимость (14) — практически совпадающей с реальной механической характеристикой.

На рис. 5 представлена механическая характеристика гипотетического однофазного асинхронного двигателя, цифровая модель которого рассмотрена выше. Ее построение выполнено в системе MATLAB по программе:

Механическая характеристика гипотетического однофазного асинхронного двигателя

Рис. 5. Механическая характеристика гипотетического однофазного асинхронного двигателя

w=100*pi;r=.1;L=.02;Icm=30;G=0.08;Mm=0.018;N=G*Icm^2*Mm*r/4;x=0:.1:2*w; m=N.*x.*((w*L)^2-r^2-L^2.*x.^2)./ ((w-x).^2.*L^2+r^2)./((w+x).^2.*L^2+r^2); plot(m,x);grid.

Решение уравнения (16) дает два вещественных корня Ω2L2 = 38,2319 и Ω2L2 = 40,7449, что позволяет определить частоты, соответствующие максимальному вращающему моменту Ωm.вр. = 309,16 рад/с и максимальному тормозящему моменту Ωm.торм. = 319,16 рад/с, и соответствующие им вращающие моменты: 3,9850 нм и –4,1139 нм.

На рис. 6 представлен переходный процесс, вызванный приложением момента нагрузки Мн = 2 нм к двигателю, работающему в режиме идеального холостого хода. Расчетное значение скорости идеального холостого хода Ω0 = 314,11 рад/с. В результате моделирования получается чуть большее значение, поскольку расчетное значение получено для идеального случая отсутствия пульсаций скорости. Исследование показывает, что приложение момента нагрузки в момент времени t = 2 c вызывает увеличение пульсаций скорости от значения 0,005 рад/с до значения 0,17 рад/с. Среднее значение частоты вращения уменьшилось при этом до 312,8 рад/с. Постоянная составляющая электромагнитного вращающего момента, рассчитанная по формуле (14), составила Формула. Отличие Формула от Мн также вызвано принятым при расчете допущением. Колебания скорости вращения Ω с частотой примерно 4,3/10=0,43 Гц (2p*0,43=2,7 рад/с) вызваны низкочастотной составляющей пульсаций момента Формула (9) с частотой 2(w–Ω)=2*1,33=2,66 рад/с.

Переходный процесс, вызванный приложением момента нагрузки к двигателю, работающему в режиме идеального холостого хода

Рис. 6. Переходный процесс, вызванный приложением момента нагрузки к двигателю, работающему в режиме идеального холостого хода

 

Выводы

Возможность самозапуска однофазного асинхронного двигателя имеет более теоретическое, нежели практическое значение. Теоретическое значение состоит в демонстрации необходимости учета свойств электрических машин переменного тока, вызываемых их принадлежностью к динамическим системам с переменными параметрами. Возможность практического применения ограничена неоднозначностью направления вращения запускаемого двигателя и требованием малости сил трения или значительным форсированием тока статора во время пуска двигателя.

Литература
  1. Коршунов А. И. Математическая модель асинхронного трехфазного двигателя с фазным ротором, не использующая понятие вращающегося магнитного поля // Силовая электроника. 2019. № 6.
  2. Коршунов А. И., Хомяк В. А., Васильева И. Д. Частотно-токовый способ управления асинхронным трехфазным двигателем // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. Т. 4. № 394.
  3. Моисеев Н. Н. Асимптотические методы нелинейной механики. М.: Наука, 1981.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *