
ШКОЛА MATLAB. Урок 37. Система стабилизации переменного напряжения нагрузки в генераторной установке с синхронной магнитоэлектрической машиной
Введение
Магнитоэлектрические генераторы, на роторе которых монтируются редкоземельные магниты (синхронные магнитоэлектрические машины — СММ, в английской терминологии Permanent Magnet Synchronous Machine, PMSM), повсеместно вытесняют машины с электромагнитным возбуждением в мехатронных системах в диапазоне мощностей от единиц киловатт до десятков мегаватт [10]. Это обусловлено прежде всего высокой надежностью таких машин, хорошими энергетическими характеристиками, пониженными массами и габаритами.
Мехатронные системы с СММ находят самое широкое применение в генераторных установках автономных и неавтономных объектов, таких как гибридный автотранспорт, ветрогенераторы, авиационные и судовые генераторные установки и т. д. [6–9]. Ниже рассматривается система с судовым дизель-генератором, в которой электрический генератор выполнен на СММ. В дизель-генераторной установке с классическим электромагнитным синхронным генератором активная электрическая мощность на выходе поддерживается за счет регулятора скорости дизеля, а реактивная электрическая мощность на выходе поддерживается за счет регулятора напряжения возбуждения самого генератора. При применении СММ в качестве электрического генератора отсутствует возможность регулирования напряжения возбуждения, что вызывает изменение напряжения на выходе генератора при изменении нагрузки. Идея компенсации падения напряжения на выходе генератора с СММ, предлагаемая в статье, основывается на генерации отрицательной (емкостной) реактивной мощности в якоре генератора. Эту мощность обеспечивает активный полупроводниковый преобразователь (АПП), включенный параллельно генератору на общую нагрузку переменного тока.
Математическое описание и анализ
При применении СММ в качестве электрического генератора отсутствует возможность регулирования напряжения возбуждения, что вызывает уменьшение напряжения на выходе генератора при возрастании нагрузки. Компенсация этого падения напряжения исследуется в структуре, блок-схема которой представлена на рис. 1 [4].
Система содержит:
- двигатель внутреннего сгорания (Д) с регулятором скорости;
- синхронный генератор с редкоземельными магнитами на роторе (СММ);
- активный полупроводниковый преобразователь (АПП) (AC-active convertor) с системой управления (CУАПП);
- датчики фазных токов (ДТ);
- датчик положения ротора (ДПР);
- изменяющуюся нагрузку переменного тока (P_Q_).
Назначение активного полупроводникового преобразователя состоит в поддержании постоянного напряжения в электрической сети при изменении величины и характера нагрузки.
При построении схемы управления АПП, рассчитанной на работу с изменяющейся нагрузкой, управление им организуется в системе с релейной отрицательной обратной связью по току. Такое управление получило название «токовое управление», или «токовый коридор» [3].
При токовом управлении электромагнитные процессы в системе могут быть исследованы на основании эквивалентной схемы замещения, представленной на рис. 2.
В данной эквивалентной схеме замещения активный полупроводниковый преобразователь представлен управляемым источником тока , который подключен параллельно нагрузке и статорным обмоткам синхронного генератора со стабильной скоростью вращения и соответственно неизменной ЭДС (
).
Индуктивное и активное сопротивления в схеме замещения являются внутренними параметрами СММ.
Математическое описание системы «АПП-СММ» во вращающейся синхронно с валом машины системе координат может быть представлено в виде [4]:
где
— пространственный (результирующий) вектор ЭДС на статорных обмотках генератора;
— результирующий вектор напряжения на нагрузке;
— результирующий вектор тока в якоре СММ;
— результирующий вектор тока первой гармоники, генерируемого АПП;
— результирующий вектор тока в нагрузке;
rg, xg = w×Lg — активное и реактивное внутренние сопротивления СММ.
Заметим, что запись ,
,
,
и т. д. в уравнениях (1) подчеркивает то обстоятельство, что эти величины являются постоянными с изменяющимися во времени значениями. Изменения значений токов, напряжений и ЭДС наблюдаются во время переходных процессов.
В квазиустановившемся режиме система уравнений (1) преобразуется к виду:
Далее по уравнениям (2) строятся векторные диаграммы во всех возможных режимах работы системы, которые позволяют предварительно (качественно) оценить и выбрать режим работы системы, позволяющий обеспечить стабилизацию выходного напряжения на нагрузке.
На рис. 3 построена векторная диаграмма для режима работы системы «АПП-СММ», при котором активный полупроводниковый преобразователь полностью компенсирует реактивную составляющую тока нагрузки. В этом режиме от генератора потребляется только активная мощность. Качественная оценка электромагнитных процессов показывает, что в рассматриваемом случае всегда .

Рис. 3. Векторная диаграмма системы «АПП-СММ» при компенсации активным преобразователем реактивного тока (реактивной мощности) нагрузки
Векторная диаграмма, при которой АПП генерирует реактивную мощность, бóльшую, чем требуется нагрузке, представлена на рис. 4. В этом случае АПП генерирует реактивный ток больший, чем нужно нагрузке, а генератор, нагружается отрицательной (емкостной) реактивной мощностью.

Рис. 4. Векторные диаграммы системы «АПП-СММ» при перекомпенсации активным преобразователем реактивного тока (реактивной мощности) нагрузки
Векторные диаграммы, представленные на рис. 3 и 4, позволяют выбрать режим работы, который обеспечивает стабилизацию выходного напряжения в системе при изменении нагрузки. Основываясь на требовании постоянства напряжения на нагрузке при изменении режима работы генератора от холостого хода до максимальной нагрузки, это требование сводится к равенству EG = UL = const. Такой режим работы обеспечивается только в случае, представленном на рис. 4.
Наличие управляемого по величине и фазе источника тока позволяет поддерживать неизменное напряжение в электрической сети при изменении нагрузки за счет генерации (отрицательного) емкостного реактивного тока активным полупроводниковым преобразователем. Поэтому дальнейшие исследования осуществляются только для данного режима работы системы для синхронной машины с параметрами, приведенными в таблице 1.
Номинальная мощность PG |
Номинальное напряжение Uzn |
Номинальная скорость n |
Сопротивление якоря rg |
Индуктивность якоря Lg |
Потокосцепление ротора Ψ0 |
Число пар полюсов |
Число фаз |
---|---|---|---|---|---|---|---|
МВт |
В |
Об/мин |
Ом |
H |
Vs |
p |
|
2 |
230 |
1500 |
0,0002 |
0,0000635 |
1,045 |
2 |
3 |
Векторные уравнения (2), записанные в комплексной форме, могут быть преобразованы в уравнения в осях, если принять за вещественную ось x, а за мнимую — ось y и совместить напряжение на нагрузке с мнимой осью, тогда получим:
а уравнения (2) перепишутся в виде:
По уравнениям (3) построена развернутая векторная диаграмма (рис. 5), из геометрических соотношений которой с учетом равенства EG = UL = const осуществляется расчет электромагнитных и энергетических характеристик системы.
Активный преобразователь управляется от датчика положения ротора (рис. 1), который устанавливается так, что ЭДС машины совпадает с перпендикулярной магнитному потоку ротора осью q, эта ось смещена относительно оси y на угол φm, который при EG = UL = const находится из геометрических соотношений векторной диаграммы (рис. 5):
Из уравнений (3, 4) и рис. 5 определяется продольная составляющая тока генератора и ток управления, при которых напряжение на нагрузке постоянно.
При заданных активной и реактивной мощности нагрузки токи нагрузки в осях x, y находятся из уравнений:
Ток управления активным преобразователем, обеспечивающий постоянство напряжения на нагрузке в квазиустановившемся режиме, находится на основании геометрических соотношений развернутой векторной диаграммы (рис. 5) и равен:
Зависимость тока управления, являющаяся, по сути, регулировочной характеристикой АПП, приведена на рис. 6. Проекции рассчитанных поверхностей на основную плоскость представляют собой линии постоянного тока управления АПП, которые свидетельствуют о том, что этот ток зависит в основном от реактивной мощности в нагрузке (QL) и незначительно от активной мощности в нагрузке (PL).
Уравнения (4), (6) позволяют рассчитать энергетические характеристики системы:
PL = 1,5ULILy, QL = 1,5ULILx,
PG = 1,5ULIGy, QL = 1,5ULILy,
QG = –1,5ULIGx = 1,5UL(JAC + Ilx),
PAC = 1,5ULJAC = 1,5ULIACsinjm,
QAC = 1,5ULJAC = ULIACcosjm. (7)
Результаты расчета энергетических характеристик системы представлены на рис. 7, 8. Активная мощность (PG), отдаваемая машиной, линейно растет с ростом активной мощности в нагрузке и не зависит от реактивной мощности в нагрузке. Активная мощность АПП (PAC) зависит как от активной, так и от реактивной мощности в нагрузке. При этом активная мощность АПП во всем диапазоне изменения мощности в нагрузке остается отрицательной. Это свидетельствует о том, что при заданной скорости вращения вала СММ АПП выполняет функцию активного выпрямителя, передавая энергию в цепь постоянного тока.
Реактивная мощность генератора отрицательна. Она растет с ростом активной мощности в нагрузке. Энергетические характеристики (рис. 7, 8) являются основой для проектирования АПП.
Построение модели и модельные исследования
Активный преобразователь управляется от датчика положения ротора (рис. 1), который устанавливается так, что ЭДС машины совпадает с перпендикулярной магнитному потоку мнимой осью q. Эта ось смещена относительно оси y, связанной с напряжением нагрузки, на угол jm (4).
Электромагнитные процессы в нагрузке описываются в осях x, y, а электромагнитные процессы в генераторе описываются в осях d, q. Связь между токами в этих осях описывается уравнениями Парка — Горева [11], поэтому задание управляющих токов в блоке Park Conversion x, y/d, q (рис. 9) осуществляется в осях d, q машины по измеренным токам в осях x, y нагрузки по уравнениям:
На основании проведенного анализа построена модель системы, представленная на рис. 9.
Результаты модельного исследования генераторной установки при постоянной скорости вращения вала генератора (wm = 157 c-1) и изменении нагрузки от холостого хода до номинальной представлены на рис. 10–13. Здесь на первом временном интервале нагрузка не подключена, далее подключается нагрузка, составляющая 50% от номинальной, на третьем временном интервале подключается номинальная нагрузка и на последнем интервале нагрузка вновь уменьшается до 50% от номинальной. Между переключениями режимов работы и затуханием динамических процессов имеют место процессы квазиустановившиеся, которые позволяют судить об адекватности проведенных аналитических исследований и о соответствии результатов исследований требованиям, предъявляемым к судовым электрическим сетям.
На рис. 10 показаны энергетические процессы в генераторной установке при отсутствии АПП. Здесь и аналогично далее представлены:
- механическая мощность на валу машины (Pm);
- активные электрические мощности в нагрузке (PL), в генераторе (PG) и в АПП (PAC);
- реактивные электрические мощности в нагрузке (QL), в генераторе (QG) и в АПП (QAC);
- мощность в источнике постоянного тока АПП (Pdc).
При отсутствии АПП в системе практически вся механическая мощность преобразуется генератором в электрическую мощность в нагрузке.
На рис. 11 показаны электромагнитные процессы в генераторной установке при отсутствии АПП. Здесь и аналогично далее представлены:
- мгновенные напряжения на нагрузке (U_Load);
- мгновенные токи нагрузки (I_Load);
- мгновенные токи генератора (I_G);
- действующее напряжение нагрузки (U_L).
Результаты моделирования свидетельствуют о том, что напряжение питания в электрической сети, питающейся от СММ, при 50%-ной нагрузке уменьшается по отношению к номинальному (230 В) приблизительно до 215 В. При полной (номинальной) нагрузке напряжение уменьшается примерно до 200 В.
На рис. 12, 13 представлены энергетические и электромагнитные процессы в системе, в которой управление АПП осуществлено в соответствии с (6).
В этом случае механическая и электромагнитная мощность машины превышает мощность в нагрузке. Активная мощность АПП отрицательна, что свидетельствует о частичной передаче мощности в цепь постоянного тока. Реактивная мощность АПП обеспечивает емкостный характер нагрузки для генератора.
Сравнение результатов моделирования показывает, что в рассмотренной системе в квазиустановившемся режиме работы достигается полная компенсация падения напряжения на нагрузке при ее изменении.
Заключение
Предельно допустимые значения отклонений напряжения в судовых сетях, соответствующие классификационным требованиям, представлены в таблице 2 [12].
Параметры |
Длительный режим, |
Кратковременный режим |
|
---|---|---|---|
% |
% |
Время, с |
|
Напряжение |
–10,0 |
±20,0 |
1,5 |
Основываясь на данных таблицы 1 и результатах модельного исследования, представленных в статье, можно сделать вывод о том, что отдельно взятый генератор с магнитоэлектрической машиной не обеспечивает классификационных требований к поддержанию напряжения в судовой электрической сети. При использовании генераторной установки с АПП достигается абсолютная стабилизация выходного напряжения в квазиустановившемся режиме работы и допустимые отклонения выходного напряжения в переходных режимах работы системы.
- Булгаков А. А. Новая теория управляемых выпрямителей. М.: Наука, 1970.
- Бельский А. А., Абрамович Б. Н. Критерий выбора оптимальных параметров ветродизельных комплексов для энергообеспечения потребителей минерально-сырьевого комплекса. XL Неделя науки СПбГПУ: материалы межд. науч.-практ. конф., ч. II. СПб.: изд-во СПбГПУ, 2011.
- Бродовский В. Н., Иванов Е. С. Приводы с частотно-токовым управлением. М.: Энергия, 1974.
- Герман-Галкин С. Г., Тарнапович Д. ШКОЛА MATLAB. Виртуальные лаборатории устройств силовой электроники и электромеханики в среде Matlab+Simulink.Урок 27. Система управления возбуждением синхронного магнитоэлектрического генератора // Силовая электроника. 2018. № 5.
- Ковач К. П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. Пер. с нем. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963.
- ABB Generators Ltd. Technical Specification: 8AMG 5862150. library.e.abb.com/public/26c157c8fee68fd848257a1c00116ca6/5862150-B-AMG%200355BB04%20Technical%20specification.pdf /ссылка утрачена/
- German-Galkin S., Tarnapowicz D., Matuszak Z., Jaskiewicz M., Optimization to Limit the Eff ects of Underloaded Generator Sets in Stand-Alone Hybrid Ship Grids // Energies. 2020. Vol. 13(3).
- German-Galkin S., Tarnapowicz D., Jarlaczyński J. Testing of a Prototype of a Two-Segment Low-Speed Generator with Permanent Magnet for a Lower-Power Wind Farm. International Conference on Information and Digital Technologies (IDT), 2019.
- Tarnapowicz D., German-Galkin S. Energy optimization of mechatronic systems with PMSG. Proceedings of the 3rd International Conference on Energy and Environmental Protection. Kraków, Poland, 13–14 September 2018. Vol. 46.
- Semken R. S., Polikarpova M., Röyttä, Alexandrova J., Pyrhönen J., Nerg J., Mikkola A., Backman J. Direct-Drive Permanent Magnet Generators for High-power Wind Turbines: Benefits and Limiting Factors; Renewable Power Generation // IET. 2012. Vol. 6.
- Park R. H. Two-reaction theory of synchronous machines: Generalized method of analysis — part 1. Trans. of AIEE. July, 1929.
- Mindikovski J., Szweda M., Tarasiuk T. Voltage and frequency deviation in exemplary ships // Electrical Power Quality and Utilization Magazine. Vol. 1. No. 2.