ШКОЛА MATLAB. Урок 32. Многовариантный модельный анализ асинхронного электропривода с прямым управлением моментом
Введение
Прямое управление моментом в асинхронном электроприводе (DTC — direct torque control) осуществляется за счет реализации скользящих режимов работы в каналах управления потоком и моментом.
Идея такого управления была впервые выдвинута в 1979 году Г. Б. Онищенко и И. Л. Локтевой [5]. Позднее, в 1984 году, этот метод управления описал немецкий профессор М. Депенброк, назвав его «прямое саморегулирование» (DSC — direct self-control) [10, 11]. Несколько позже японские исследователи И. Тэкэхэши и Т. Ногучи опубликовали разработанный ими принцип, получивший в дальнейшем название принцип «прямого управления потокосцеплением» (DFLC — direct flux linkage control) [12]. Суть разработанного ими метода заключалось в управлении величиной потокосцепления статора непосредственно путем изменения вектора его напряжения. Метод DFLC не включал каких-либо средств, выполняющих оценку потокосцепления машины. В 1986 году Тэкэхэши и Ногучи ввели в структуру управления модель оценки потокосцепления, позволяющую в процессе работы осуществлять стабилизацию потокосцепления. В 1989 году в публикации Тэкэхэши и Охмори при описании метода управления, объединяющего DFLC-управление и потоковую модель, впервые была использована аббревиатура DTC [13].
Первые образцы асинхронных приводов с DTC-управлением были опробованы в конце 1980-х в Германии, на дизель-электрических локомотивах в качестве тяговых устройств. Через 10 лет, в 1995-м, в Финляндии фирмой ABB впервые был разработан серийный электропривод ACS600 с прямым управлением моментом [14, 15].
Процесс создания современных систем управления сложными объектами, которые в настоящее время именуются мехатронными, должен включать этап модельного исследования, позволяющий получить основные характеристики реального объекта.
Разработка адекватной модели, на которой можно имитировать действие исследуемой системы, позволяет исключить этап эскизного проектирования и существенно сократить этап технического проектирования, а следовательно — сэкономить время и средства на разработку.
Для получения адекватных с реальными установками результатов при проведении модельных исследований электропривода приходится разрабатывать различные типы моделей [3], из которых наиболее частыми выступают два типа:
- Структурная модель, строящаяся по системе уравнений, описывающей электромагнитные и электромеханические процессы в электроприводе, обычно применяемая для оценки его динамических показателей.
- Виртуальная, или имитационная, модель, имитирующая работу электропривода и состоящая из тех же элементов, что и реальная система. Эта модель позволяет исследовать динамические, электромагнитные, электромеханические и энергетические характеристики электропривода.
Совпадение характеристик, полученных на структурной и виртуальной модели, служит достаточно надежным доказательством адекватности разработанных моделей и правильности примененного математического аппарата. Кроме того, виртуальная модель позволяет непосредственно перейти к модельно ориентированному проектированию и прототипированию системы [4].
Математическое описание асинхронного электропривода с DTC
Прямое управление моментом (DTC) является продолжением развития векторного подхода к построению систем управления асинхронными двигателями [7].
В основе всех систем управления лежит описание электромагнитных процессов асинхронного короткозамкнутого двигателя во вращающейся системе координат с использованием метода обобщенного (пространственного) вектора [6]. Это математическое описание имеет вид [7]:
где — вектор напряжения статора; — векторы потокосцеплений и токов статора и ротора; R1, L1, R2, L2 — активные сопротивления и полные индуктивности статора и ротора соответственно; Lm — главная индуктивность намагничивающего контура; ωk — угловая скорость вращения системы координат, ωm — угловая скорость вращения ротора, р — число пар полюсов двигателя.
Основные особенности систем с прямым управлением моментом:
- При описании электромагнитных процессов в асинхронном электроприводе с прямым управлением моментом в качестве переменных состояния выбирают потокосцепление статора и потокосцепление ротора. При этом система уравнений (1) преобразуется к виду:
- В качестве базового вектора выбирают вектор потокосцепления ротора, при этом момент определяется параметрами и переменными состояния двигателя из уравнения:
- Система управления электроприводом строится двухканальной во вращающейся со скоростью ωk системе координат. В канале x поддерживается постоянным модуль потокосцепления статора за счет реализации скользящего режима по проекции потокосцепления статора Ψ1x. В канале y осуществляется управление моментом за счет реализации скользящего режима по моменту.
- Преобразование сигналов управления в сигналы переключения транзисторов инвертора осуществляется с использованием таблицы оптимальных переключений [8], в которой реализуется вращение координат. Скорость вращения координат при этом определяется в соответствии с уравнением:
При анализе электромагнитных процессов в уравнении момента (3) можно считать, что вектор потокосцепления ротора в процессе работы остается неизменным [8]. Следовательно, изменение значения Ψ1y путем воздействия на пространственный вектор напряжения, приложенный к обмоткам статора, приведет к изменению величины M. Более подробное описание принципа прямого управления моментом можно найти в литературных источниках [1, 8, 9].
Блок-схема системы с прямым управлением моментом приведена на рис. 1.
Математическое описание системы осуществляется в координатах x, y, синхронно вращающихся с вектором потокосцепления ротора , вещественная ось х которых совпадает с вектором Ψ2, то есть .
В уравнениях (2, 4, 5).:
параметры структурной модели асинхронного двигателя.
Структурная модель асинхронного электропривода с DTC и ее динамические характеристики
В дальнейших исследованиях в качестве исполнительного асинхронного двигателя выбран двигатель 20HP (15kW) 400V 50 Hz из библиотеки SimPower System.
Приведенная выше система уравнений (5) описывает электромагнитные и электромеханические процессы по основной составляющей, протекающие в асинхронном электроприводе при его работе с нагрузкой. Такая система имеет два раздельных канала управления [8]. Один канал включает релейный регулятор и выполняет функцию стабилизации потокосцепления статора, величина которого задается на входе этого канала. Величина, поступающая на вход другого канала, является сигналом задания скорости вращения — после сравнения с фактическим значением скорости он поступает на вход ПИ регулятора, на выходе которого формируется сигнал задания величины электромагнитного момента. Полученный в результате сравнения фактического и заданного значения момента сигнал ошибки по моменту преобразуется релейным регулятором в напряжение, подаваемое на вход модели асинхронного двигателя.
С учетом перечисленных особенностей построена структурная модель электропривода в пакете Simulink. Эта модель представлена на рис. 2.
В блоке Rotor flux Calculator, модель которого показана на рис. 3, вычисляется потокосцепление ротора по третьему уравнению системы (5). В блоке Сoordinate Rotation Speed Calculator, чья модель представлена на рис. 4, вычисляется скорость вращения координат в соответствии с четвертым уравнением системы (5).
На первый вход модели электропривода поданы сигнал задания модуля потокосцепления статора и его проекции на координатную ось y. Блок f(u) вычисляет проекцию потокосцепления статора на координатную ось x по пятому уравнению системы (5). На второй вход модели подается сигнал задания скорости (блок w*).
На рис. 5 и 6 приведены графики переходных процессов потокосцеплений, момента и скорости в электроприводе, полученные в результате моделирования структурной модели с ПИ-регуляторами в канале задания потокосцепления и скорости.
По переходному процессу видно, что электромагнитный момент изменяется практически скачком, это в свою очередь свидетельствует о высоком быстродействии системы с DTC-управлением. Быстрый отклик системы на возмущающее воздействие также подтверждает и часть графика после t = 0,5 c. В этот момент времени к двигателю прикладывается момент нагрузки. Как видно из графика, отработка этого воздействия происходит без какого-либо запаздывания.
Скоростная ошибка, вызванная приложенным внешним моментом нагрузки, интегральной составляющей в регуляторе сводится к нулю, то есть привод по возмущению имеет астатизм первого порядка.
Виртуальная модель асинхронного электропривода с DTC и ее динамические характеристики
Структурная модель электропривода с DTC-управлением позволяет разработчикам получать необходимые динамические характеристики и создает основу для построения виртуальной модели, при помощи которой могут быть реализованы необходимые этапы проектирования электропривода. Виртуальная модель приведена на рис. 7.
В этой модели система управления электроприводом (блок Induction Machine Direct Torque Control) является маскированным библиотечным блоком пакета, панель настройки параметров которого показана на рис. 8.
Заданными параметрами здесь являются:
- сопротивление фазной статорной обмотки асинхронного двигателя;
- число пар полюсов асинхронного двигателя;
- ширина петли гистерезиса релейного блока в канале потока статора;
- ширина петли гистерезиса релейного блока в канале момента.
Состав маскированного блока Induction Machine Direct Torque Control показан на рис. 9.
В блоке Flux and torque estimator по измеренным в модели (рис. 8) фазовым напряжениям и токам рассчитываются реальный ток, момент и фаза обобщенного вектора потокосцепления статора. В блоке Flux and torque control реализованы релейные регуляторы потока и момента. В блоке Switching table выполнена таблица оптимальных переключений, с выхода которой осуществляется управление транзисторами инвертора.
Фазные напряжения и токи асинхронного двигателя, работающего под нагрузкой в 100 Н·м, представлены на рис. 10.
Переходные процессы в системе по моменту и скорости показаны на рис. 11. Эти переходные процессы снимались при тех же условиях, что и в структурной модели. Полное совпадение результатов структурного и виртуального моделирования свидетельствует об адекватности структурной модели, а следовательно, и о справедливости полученных уравнений (5), описывающих рассматриваемую систему по основной («гладкой») составляющей.
Заключение
В статье описана разработка структурной и виртуальной модели асинхронного электропривода с прямым управлением моментом, исследование его на обеих моделях, сравнение динамических характеристик, доказательство адекватности модели и системы уравнений, по которой непосредственно строится структурная модель. Виртуальная модель асинхронного электропривода служит основой для дальнейших исследований электромагнитных и энергетических характеристик электропривода с прямым управлением моментом.
- Браславский И. Я., Ишматов З. Ш., Барац Е. И. Адаптивная система прямого управления моментом асинхронного двигателя различных электроприводов. // Электротехника. 2001. № 11.
- Булгаков А. А. Новая теория управляемых выпрямителей. М.: Наука, 1970.
- Герман-Галкин С. Г., Ляпин А. С. Анализ и модельное исследование асинхронного электропривода со скользящим управлением потокосцеплением и моментом. Мехатроника, Автоматизация, Управление. №4, 2012.
- Герман-Галкин С. Г. ШКОЛА MATLAB. Виртуальные лаборатории устройств силовой электроники в среде Matlab – Simulink. Урок 21. Модельный многовариантный синтез асинхронного электропривода // Силовая электроника. 2016. № 4.
- Онищенко Г. Б., Локтева И. Л. Асинхронные вентильные каскады и двигатели двойного питания. М.: Энергия, 1979.
- Ковач К. П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. Пер. с нем. М.-Л., Госэнергоиздат, 1963.
- Слежановский О. В., Дацковский Л. Х., Кузнецов И. С., Лебедев Е. Д., Тарасенко Л. М. Системы подчиненного регулирования электропривода переменного тока с вентильными преобразователями. М.: Энергоатомиздат, 1983.
- Соколовский Г. Г. Электропривод переменного тока с частотным регулированием. М.: ACADEMIA, 2006.
- Усольцев А. А. Частотное управление асинхронными двигателями. Учебное пособие. СПб.: СПБГУ ИТМО, 2006.
- United States Patent 4.678.248. Direct-self control of the flux and rotary moment of a rotary field machine.
- Depenbrock M. Direct Self-Control (DSC) of Inverter-Fed Induction Machine // IEEE Transaction On Power Electronics. 1988. Vol. 3. No. 4.
- Takahashi I., Noguchi T. A New Quick-Response and High-Efficiency Control Strategy of an Induction Motor // IEEE Transaction On Industry Application. 1986. Vol. 22. No. 5.
- Niemelä Position Sensorless Electrically Excited Synchronous Motor Drive for Industrial Use Based on Direct Flux Linkage and Torque Control. Dissertation. Lappeenranta University of Technology. Lappeenranta, Finland, 1999.
- Jänecke M., Kremer R., Steuerwald G. Direct Self-Control (DSC), A Novel Method Of Controlling Asynchronous Machines In Traction Applications // Proceedings of EPE. 1989. Vol. 1.
- Tiitinen P., Pohjalainen P., Lalu J. The Next Generation Motor Control Method: Direct Torque Control (DTC) // EPE Journal. 1995. Vol. 5. No. 1.
- Nash J. N. Direct Torque Control, Induction Motor Vector Control Without an Encoder // IEEE Transaction On Industry Application. 1997. Vol. 33. No. 2.
- novtex.ru/mech