ШКОЛА MATLAB. Урок 24. Мехатронная система с магнитоэлектрическим генератором и активным полупроводниковым выпрямителем
Введение
В настоящее время в генераторных установках наблюдается повсеместный переход к синхронным машинам с постоянными редкоземельными магнитами на роторе. Такие машины проектируются и изготавливаются уже на мощности до десятков мегаватт. В отечественной литературе синхронные машины с постоянными магнитами на роторе получили название синхронных магнитоэлектрических машин (СММ). В англоязычной версии они именуются Permanent Magnet Synchronous Machine (PMSM).
При построении генераторной установки на базе СММ основная трудность заключается в поддержании постоянного напряжения на нагрузке при изменении скорости вращения машины и при изменении нагрузки. Такую задачу возможно решить при построении мехатронной системы, состоящей из машины, активного выпрямителя (АВ) и замкнутой системы управления АВ. Эта система позволяет обеспечить стабилизацию напряжения на выходе АВ при изменении скорости и нагрузки.
Функциональная схема мехатронной генераторной системы с СММ и АВ, которая рассматривается в статье, приведена на рис. 1, где блок СУАВ является системой управления АВ.
Математическое описание системы «СММ–АВ»
Основу активного трехфазного АВ составляет схема, представленная на рис. 2а. В этой схеме, так же как и в повышающем импульсном преобразователе [3, 4], на периоде коммутации имеют место лишь два состояния силовой цепи.
В первом состоянии (назовем его импульсом, рис. 2б) машина через соответствующие полупроводниковые ключи подсоединена к выходным зажимам АВ (к конденсатору с нагрузкой). Состояние импульса может быть реализовано при включении шести различных сочетаний силовых полупроводниковых ключей (1, 4, 6; 3, 2, 6; 5, 2, 4; 2, 3, 5; 4, 1, 5; 6, 1, 3).
Во втором состоянии (назовем его паузой) обмотки машины замкнуты накоротко. Состояние паузы реализуется при включении двух сочетаний силовых полупроводниковых ключей (1, 3, 5 или 2, 4, 6, рис. 2б). Если обозначить время существования первого коммутационного интервала через t1, а время существования второго коммутационного интервала через t2, то отношение m = t1/(t 1 + t2) называется коэффициентом модуляции.
Базой аналитических методов рассматриваемого класса систем служит теоретическое положение, разработанное А. А. Булгаковым [1, 2] и заключающееся в том, что электромагнитные и энергетические характеристики АВ определяются передачей мощности в нагрузку на основной частоте, кратной скорости вращения вала CММ. Обмен энергией между реактивными элементами осуществляется на несущей частоте переключения транзисторов в АВ. Этот обмен сопровождается пульсациями токов в системе, вызывает незначительные искажения формы токов и дополнительные (обычно незначительные) потери. Основываясь на этом положении, удается аналитически описать и исследовать некоторые характерные режимы работы АВ на основной частоте.
В основе математического описания электромагнитных процессов в системе на основной частоте лежит метод пространственного (результирующего) вектора [6, 8], позволяющий все переменные состояния представить пространственными векторами в единой системе координат. Для исследования рассматриваемой системы эту систему координат удобно связать с продольной (d) и поперечной (q) координатами синхронной машины (рис. 3), вращающимися с синхронной скоростью (w = pwm). В этом случае, как это показано на рис. 3, вектор потокосцепления возбуждения совпадает с осью d, а вектор ЭДС синхронной машины — с осью q.
Математическое преобразование мгновенных значений переменных состояния системы в значения переменных состояния в осях (d, q) представлено уравнением (1) для ЭДС машины (аналогичные уравнения преобразования осуществляются для напряжений и токов).
При описании электромагнитных процессов в системе с использованием метода основной («гладкой») составляющей и метода пространственного вектора эквивалентная схема замещения СММ с АВ преобразуется к виду, представленному на рис. 4.
В этой эквивалентной схеме замещения преобразователь с одной стороны подключен к статорным обмоткам СММ с ЭДС (E1), с другой — к цепи постоянного тока с нагрузкой и емкостным фильтром. Индуктивное и активное сопротивления в схеме замещения являются внутренними параметрами машины и АВ.
Математическое описание системы «СММ–АВ» на стороне переменного тока во вращающейся синхронно с валом машины системе координат может быть представлено в виде:
где –E1(t) — результирующий пространственный вектор ЭДС на статорных обмотках машины; –U1(t) — результирующий пространственный вектор напряжения АВ по основной гармонике; –I1(t) — результирующий пространственный вектор тока в якоре машины; r, x — активное и реактивное сопротивления СММ и проводящих полупроводниковых приборов АВ.
Значение ЭДС на выходе СММ определяется скоростью вращения wm вала машины и потокосцеплением возбуждения
где p — число пар полюсов в машине.
По отношению к ЭДС переменного тока, на выходе СММ активный выпрямитель генерирует напряжение, основная гармоника которого равна [7]:
где Udc(t) — напряжение в звене постоянного тока АВ; m — коэффициент модуляции; jm — фаза напряжения –U1 по отношению к ЭДС E1 на выходе машины — фаза модуляции.
Во вращающейся системе координат (d — вещественная ось и q — мнимая ось) при совмещении вещественной оси с вектором потокосцепления возбуждения СММ –Ψ0 уравнения (2, 3, 4) запишутся в виде:
Для полного описания «СММ–АВ» систему уравнений (5) следует дополнить уравнением энергетического баланса и уравнением Кирхгофа в цепи постоянного тока
где C, R — емкость конденсатора фильтра и сопротивление нагрузки.
Заметим, что запись Id(t), Iq(t), Ed(t), Eq(t), Udc(t), Idc(t) в уравнениях (5, 6) подчеркивает то обстоятельство, что эти величины являются постоянными с изменяющимися во времени значениями. Изменение значений токов, напряжения и ЭДС наблюдается во время переходных процессов.
Система уравнений (5, 6) является существенно нелинейной и не имеет аналитического решения. Исследование такой системы может быть осуществлено только при использовании современных прикладных компьютерных программ, одной из лучших среди которых является пакет MATLAB + Simulink [5]. Однако построение модели для системы уравнений (5, 6) требует некоторого предварительного качественного и количественного исследования, в котором определяется ряд физических свойств системы, ограничения на изменение ее переменных состояния, выявление областей устойчивой и неустойчивой работы (если таковые имеют место), влияние параметров на вышеперечисленные свойства и. т. д. Это, в свою очередь, требует проведения ряда частных исследований с использованием обобщенного математического описания (уравнения 5, 6). Такие исследования с последующим моделированием далее осуществляются для электрической машины PM_ZG_1322M-4A, параметры которой приведены в таблице 1.
P, кВт |
f, Гц |
Ef m, В |
r, Ом |
L, мГн |
J, кгм2 |
p |
7,5 |
50 |
310 |
0,6 |
5,9 |
10,8 |
2 |
Исследование системы «СММ–АВ» в установившемся режиме при независимом управлении
Основные физические свойства рассматриваемой системы можно выяснить, не прибегая к решению дифференциальных уравнений (5, 6) и рассматривая только установившиеся режимы работы.
В установившемся режиме работы системы уравнений (5, 6) преобразуются к виду:
Уравнения (7, 8) позволяют рассчитать и построить напряжение на выходе АВ при независимом управлении полупроводниковым преобразователем, когда управляющими величинами являются коэффициент модуляции m и фаза модуляции jm.
Основная статическая характеристика, представляющая собой зависимость выходного напряжения в звене постоянного тока АВ, определяется на основании совместного решения уравнений (7, 8).
где R — сопротивление нагрузки, z = √r2+x2 — полное сопротивление СММ и АВ на стороне переменного тока.
Из уравнений (7, 8, 9) рассчитываются электромагнитные и энергетические характеристики системы «СММ–АВ» в установившемся режиме работы:
Диапазон допустимых изменений управляющих воздействий на систему при независимом алгоритме управления АВ следует исследовать в трехмерном пространстве. Программа для построения этих характеристик представлена в листинге 1.
Листинг 1
r=0.6; R=35; p=2; wm=150; [m,fi1]=meshgrid([0:0.01:1.0]); fi=fi1.*2; Eq=p*wm.*310./314; x=p*wm.*0.0059; z=sqrt(r.^2+x.^2); a=(3/4)*m.*(Eq.*R./z^2).*(r*cos(fi)+x.*sin(fi)); b=1+(3/8).*(m.^2).*(r*R)./z^2; Udc=a./b; Ud=(m.*Udc).*sin(fi)/2; Uq=(m.*Udc).*cos(fi)/2; Id=((r.*Ud)+x.*(Eq-Uq))./z^2; Iq=(Eq-Uq).*r./z^2+(Ud.*x)./z^2; P1=(1.5*Eq).*Iq; Pdc=(Udc.^2)./R; n=Pdc./P1; meshc(m,fi,Udc); grid on; xlabel('m'); ylabel('fi (rad)'); zlabel('Udc (V)');
На рис. 5, 6, 7 показаны поверхности выходного напряжения при изменении коэффициента модуляции и фазы модуляции для трех скоростей вращения вала машины. Проекции этих поверхностей на основную плоскость представляют собой линии постоянного напряжения на выходе АВ. По этим линиям можно судить о зависимостях между коэффициентом и фазой модуляции при Udc = const. Области допустимых значений коэффициента модуляции и фазы модуляции лежат на линиях постоянного напряжения. Для выбранной (табл. 1) машины значение напряжения в звене постоянного тока при номинальной скорости вращения ее вала следует принять равным Udc = 600 В. На рис. 5, 6, 7 этому напряжению соответствуют зависимости между m и jm, выделенные жирными кривыми. Эти зависимости показывают:
- поддержание Udc=600(В) = const осуществляется, в основном, за счет изменения фазы модуляции, и только при незначительных значениях jm — за счет увеличения коэффициента модуляции;
- диапазон изменения коэффициента модуляции при Udc=600(В) = const значительно ограничен.
Аналогичные зависимости наблюдаются и при изменении нагрузки. На рис. 8 эти зависимости построены для сопротивлений нагрузки R = 35 Ом, что, по сравнению с характеристикой (рис. 6), соответствует удвоенной мощности. Здесь также по проекциям напряжения на основную плоскость определяются ограничения на диапазон изменения сигналов управления.
Исследование системы «СММ–АВ» в установившемся режиме при токовом управлении
При независимом алгоритме управления АВ может обеспечить заданные требования к системе «СММ–АВ» с изменяющейся скоростью и сопротивлением нагрузки при реализации нелинейной зависимости m = f(jm). Причем требуемая зависимость m = f(jm) изменяется при изменении скорости и нагрузки, что делает невозможной (или очень сложной) практическую реализацию такого управления.
Поэтому при построении схемы управления АВ, рассчитываемого на работу с изменяющимися скоростью и сопротивлением нагрузки, приходится отказываться от независимого алгоритма управления и использовать управление током АВ. В этом случае управление организуется в синхронно вращающейся системе координат (d, q), с релейной отрицательной обратной связью по составляющим Id, Iq. Такое управление получило название «токового коридора».
Решающе важными для построения модели с токовым управлением являются вопросы, связанные с ограничениями. Эти ограничения определяются физическими процессами в схеме, они позволяют определить диапазон изменения задающих токовых сигналов, при которых система остается работоспособной. При токовом управлении коэффициент модуляции и фаза модуляции генерируются самой системой, однако ограничения на их значения остаются такими же, которые получены при исследовании АВ с независимым алгоритмом управления. Это ограничивает величину и диапазон изменения задающих токовых сигналов.
Дальнейшее исследование установившихся процессов осуществим, опираясь на векторные диаграммы. При построении векторных диаграмм следует учитывать, что АВ описывается в системе координат x, y (уравнение 4), связанных с напряжением Udc коэффициентом и фазой модуляции m, jm, а СММ — в системе координат d, q, связанных с потокосцеплением возбуждения и, соответственно, с ЭДС. В установившемся режиме эти системы координат вращаются синхронно, но сдвинуто на угол, равный фазе модуляции. Векторные диаграммы в синхронно вращающихся системах координат для трех выбранных режимов работы системы, построенные по уравнениям (5), показаны на рис. 9.
Векторные диаграммы позволяют оценить свойства всей системы и на этом основании выбрать оптимальный способ управления АВ. На рис. 9а показана векторная диаграмма для общего случая, когда задающие сигналы могут формироваться как в осях (x, y), так и в осях (d, q). На рис. 9б показана векторная диаграмма, когда задающие токи формируются в осях (x, y) так, чтобы реактивная составляющая была бы равна нулю (Ix = 0). В этом случае АВ вместе с нагрузкой потребляет от генератора только активную мощность. На рис. 9в показана векторная диаграмма, когда задающие токи формируются в осях (d, q) так, чтобы реактивная составляющая тока в машине была бы равна нулю Id = 0. В этом случае от машины потребляется только активная мощность, а АВ генерирует отрицательную (емкостную) реактивную мощность, которая компенсирует реактивную мощность, обусловленную реакцией якоря машины.
Далее рассматриваются свойства системы при последнем способе управления.
В диапазоне допустимых изменений задающего сигнала Iq* напряжение на выходе АВ при токовом управлении определяется из уравнения (6):
Расчет напряжения на выходе АВ осуществляется программой, приведенной в листинге 2.
Листинг 2
r=0.6; R=70; p=2; [wm,Iq]=meshgrid([10:1:300]); Eq=(310/314)*p*wm; Iq1=Iq./10; Udc=sqrt((1.5*Eq.*Iq1-1.5*r*(Iq1.^2)).*R); P1=(1.5*Eq).*Iq1; Pdc=(Udc.^2)./R; n=Pdc./P1; meshc(Iq1,wm,Udc); grid on; xlabel('Iq (A)'); ylabel('wm (1/s)'); zlabel('Udc (V)');
При найденных значениях Udc энергетические характеристики рассчитываются по уравнениям (11).
Результаты моделирования представлены на рис. 10 и 11. Кривые постоянного напряжения на выходе АВ находятся как проекции поверхности на основную плоскость. Жирными линиями отмечены зависимости при Udc = 600 В.
По этим зависимостям определяются ограничения на диапазон изменения скорости вращения вала машины и задающего тока, которые должны быть предусмотрены при проектировании системы управления.
Для системы с выбранными параметрами при мощности на выходе, равной 10 кВт (R = 35 Ом), эти ограничения соответствуют току 17,5 А и скорости 110 рад/с (рис. 10). Для мощности на выходе, равной 5 кВт (R = 70 Ом), эти ограничения соответствуют току 8 А и скорости 60 рад/с (рис. 11).
Модельное исследование замкнутой по напряжению системы
Блок-схема системы «СММ–АВ» при токовом управлении приведена на рис. 12. В ней на входе регулятора тока предусматривается ограничение тока, найденное из предварительного анализа (рис. 10 и 11).
Динамические свойства системы «СММ–АВ» при токовом управлении определяются на основании второго уравнения системы (6), в котором необходимо установить связь между значением тока в цепи машины и током Idc(t), заряжающим конденсатор. Заряд конденсатора постоянным напряжением связан с потреблением активной мощности из сети в течение переходного процесса. При совмещении оси q с вектором ЭДС машины активная мощность определяется током Iq(t), откуда следует, что в переходном режиме, при заряде конденсатора, имеет место равенство Idc(t) = I*q(t), этот ток и заряжает конденсатор. С учетом сказанного динамические свойства системы с токовым управлением при заряде конденсатора описываются уравнением
где I*q(t) — заданный активный ток.
Для стабилизации выходного напряжения активного выпрямителя канал управления активным током Iq включается в контур стабилизации напряжения в звене постоянного тока АВ. При этом контур напряжения строится как внешний по отношению к контуру активного тока. Во внешнем контуре стабилизации напряжения использован ПИ-регулятор, параметры которого для звена, описываемого уравнением (13), определяются по стандартной процедуре.
Структурная модель, которая позволяет исследовать электромагнитные и динамические характеристики системы «СММ–АВ» при задании напряжения в звене постоянного тока и раздельном управлении по проекциям тока в сети Id и Iq, представлена на рис. 13. Электромагнитная часть модели на стороне переменного тока описывается двумя первыми уравнениями системы (5). В блоке Subsystem1 (рис. 13) модели реализованы уравнениями (6), описывающими АВ вместе с цепью постоянного тока. Релейные регуляторы тока Id и Iq по осям d и q обеспечивают токовое управление АВ.
Переходные процессы по активному току и напряжению на выходе АВ при изменении нагрузки в момент t = 0,3 с и изменении скорости в момент t = 0,4 c приведены на рис. 15.
Виртуальная модель системы представлена на рис. 16.
Эта модель позволяет исследовать не только динамические характеристики системы «СММ–АВ», но и электромагнитные, и энергетические характеристики при задании напряжения на выходе АВ (в звене постоянного тока) и раздельном управлении по проекциям токов Id и Iq.
Переходные процессы при скачкообразном изменении скорости от 100 до 150 1/с при неизменном сопротивлении нагрузки R = 70 Oм показаны на рис. 17, где представлены мгновенные токи в фазах машины, активный ток в машине Iq во вращающейся системе координат и напряжение на выходе АВ.
Аналогичные переходные процессы при скачкообразном изменении нагрузки R = (70–35) Oм и постоянной скорости 150 1/с показаны на рис. 18. Обратившись к рис. 10 и 11, нетрудно заметить, что значения тока и скорости лежат на соответствующих кривых и не выходят за ограничивающие пределы, что свидетельствует о совпадении результатов моделирования с результатами аналитических расчетов характеристик.
Иная картина переходных и установившихся процессов наблюдается при превышении ограничений, рассчитанных по статическим характеристикам. Такой пример работы системы показан на рис. 19. Здесь при нагрузке в 35 Ом (P1 ≈ 10 кВт) в системе наблюдаются нелинейные колебательные процессы при уменьшении скорости от 150 до 100 рад/с. Обратившись к характеристикам (рис. 10), можно заметить, что при скорости wm ≈ 110 рад/с система утрачивает свои управляющие свойства.
Заключение
Система «СММ–АВ» («синхронная магнитоэлектрическая машина — активный выпрямитель») является нелинейной динамической системой с дискретно изменяющимися параметрами и регулируемым эффектом накопления энергии. Всестороннее исследование ее электромагнитных и электромеханических свойств в установившемся режиме позволяет оценить энергетические возможности системы и ограничения на диапазон изменения управляющих воздействий.
Задача исследования динамических свойств системы в обобщенном теоретическом плане при независимом управлении остается открытой. При токовом управлении эти исследования для конкретных применений, как это продемонстрировано в статье, могут быть осуществлены с использованием структурных и виртуальных моделей, в которых учтены как линейные, так и нелинейные свойства системы.
- Булгаков А. А. Основы динамики управляемых вентильных систем. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- Булгаков А. А. Новая теория управляемых выпрямителей. М.: Наука, 1970.
- Герман-Галкин С. Г. ШКОЛА MATLAB. Урок 12. Исследование импульсного повышающего регулятора постоянного напряжения // Силовая электроника. 2010. № 1.
- Герман-Галкин С. Г. ШКОЛА MATLAB. Урок 17. Динамические режимы работы импульсного повышающего преобразователя // Силовая электроника. 2013. № 4.
- Дьяконов В. П. MATLAB 6/6.1/6.5 + Simulink 4/5. Основы применения. Полное руководство пользователя. М.: СОЛОН-Пресс, 2002.
- Ковач К. П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. Пер. с нем. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963.
- Розанов Ю. К. Силовая электроника. М.: Издательский дом МЭИ, 2007.
- Park R.H. Two-reaction theory of synchronous machines: Generalized method of analysis – part 1. Trans. of AIEE. July, 1929.