В Индии намерены ввести «право на ремонт» для снижения уровня электронных отходов
Индия, вторая по величине страна в мире, использующая мобильные телефоны, имеет больше телефонов, чем людей. Объем накопления электронных отходов в стране растет более чем на 30 процентов в годовом исчислении и, согласно правительственным данным, составил более 10 тысяч тонн в 2019–2020 годах, что сопоставимо примерно с одним миллионом шестиколесных грузовиков. Это «цунами» электронных отходов, которое производит Индия, занимает третье место в мире по объему и растет в десять раз быстрее, чем производство пластиковых отходов.
Наиболее тревожным аспектом является то, что менее четверти таких отходов перерабатывается. Остальные же загрязняют почву, воздух, воду, создавая значительный риск для здоровья человека, попадая в пищевую цепочку. Согласно недавнему опросу Local Circles половина домохозяйств в Индии пользуются устройствами и бытовой техникой, которым меньше пяти лет, а их владельцы считают затраты на ремонт слишком высокими, сообщает портал Сервисные центры Москвы.
Проблема слишком сложна, чтобы ее могла решить одна заинтересованная сторона — правительство, промышленность или граждане. Поэтому Индия намерена решить множество проблем с помощью политики ремонта — соблюдения моральных и юридических прав потребителей, сокращения общего объема отходов для сохранения окружающей среды и обеспечения условий, при которых работники, занимающиеся переработкой выброшенных смартфонов, подвергаются минимальному риску для здоровья.
В то время как Департамент по делам потребителей Индии активно работает над восстановлением законных прав потребителей на ремонт, Министерство финансов намерено заимствовать опыт Швеции по предоставлению налоговых льгот и других финансовых стимулов потребителям для осуществления ремонта, а компаниям-производителям — для увеличения срока службы производимой продукции. Национальный институт преобразования Индии NITI Aayog может извлечь опыт внедрения французского индекса ремонтопригодности, чтобы создать аналогичный для информирования потребителей о степени ремонтопригодности их гаджетов перед их покупкой. Министерство предпринимательства может сосредоточиться на заключении договоров между компаниями, производящими бытовую технику, и ремонтной рабочей силой, чтобы поощрять создание новых цепочек, которые могут выполнять сложный ремонт устройств, в то же время привлекая неорганизованный сектор сервисных центров и частников в формальный сектор (ассоциации, площадки, как, например, интернет ресурс, объединяющий десятки тысяч специализированных компаний во всех городах России, включая сервисные центры Москвы). Государственный электронный рынок GEM может стимулировать государственные закупки у игроков, которые обеспечивают повышенную ремонтопригодность. Министерство электроники и информационных технологий может обсудить с производителями устройств инновационные способы выхода из монопольной модели обслуживания.
Производители гаджетов, хотя и обеспокоены неблагоприятными перспективами для бизнеса, понимают, что центр тяжести общественного мнения смещается на «право на ремонт». И хотя потребители и производители гаджетов борются за ремонт по разные стороны баррикад, у обоих общий дом — планета Земля.