Обзор на фильм «Один и два» о проблемах в семье и втором шансе на счастье
Тайваньская драма режиссера и сценариста Эдварда Янг. Фильм стал одним из первых, снятых в нетрадиционном для региона стиле. «Один и два» — это полностью «западное» кино, рассказывающее историю представителей нескольких поколений семьи инженера по имени Нью-Джей (У Ниен-Жень). Альтернативное название: «Один за другим». Оператор Вэй-хань Ян, монтаж выполнил Бо-Вэнь Чен. Музыка написана композитором Кай-Ли Пэном. Хронометраж 173 минуты. Изначально лента создавалась под запросы местной и японской публики.
Главный герой недоволен своей рутинной работой, также сталкивается со множеством личных трудностей. Толчком к переосмыслению происходящего становится случайная встреча с бывшей возлюбленной — Шери (Су-Юн Ко). Женщина замужем за американцем, живет в США. При этом Нью-Джей женат, имеет двоих детей (взрослого сына и дочь). Взаимоотношения с женой (Мин-Мин) осложняются после инсульта ее матери: пожилая теща-инвалид живет в семье персонажа. Такие фильмы всегда отличаются наличием нескольких параллельных сюжетов.
У сына Нью-Джея также проблемы в семье. Разлады с молодой женой приводят к ряду конфликтных ситуаций. Мин-Мин уезжает в отдаленный буддийский скит с целью найти успокоение. Далее начинают развиваться основные события ленты «Один и два». Раскрываются темы повторения ошибок по кругу, копирования моделей поведения родителей детьми. Также персонажи ищут способы выйти из нерешаемых проблем, но не понимают, как это сделать (в силу устоявшихся стереотипов). Отдельно проработана линия служебных взаимоотношений.
Критики положительно отзывались о работе Эдварда Янга. Сюжет вызывает глубокие эмоции и переживания, дает повод задуматься о многих первопричинах многих жизненных неурядиц. Тайваньский проект «Один и два» признавался одним из величайших фильмов своего десятилетия, XXI века и всех времен (смелое заявление). Автор получил награду за лучшую режиссуру (на 53-м Каннском кинофестивале). Семейная драма — это лишь внешняя оболочка: большинство скрытых смыслов раскрывается в процессе просмотра и ближе к финалу.
Эдвард Янг известен как пионер новой волны Тайваньского кино. В фильмах режиссера нет пафоса и восточного колорита, отсутствуют табу. Другие значимые работы автора: «Тот день на пляже» (1983), «История Тайбэя» (1985), «Террористы» (1986, городской триллер), «Маджонг» (1996) и «Яркий летний день» (1991) о молодежных бандах Тайбэя. Также мэтр продюсировал и ставил театральные пьесы, были попытки создавать анимационные ленты, но «Ветер» с Джеки Чаном так и не удалось завершить из-за тяжелой болезни.