Аналитическое и модельное исследование модульной синхронной реактивно-индукторной машины

№ 3’2016
PDF версия
Предметом исследования в настоящей статье является модульная электрическая машина, над разработкой которой уже много лет трудится коллектив молодых энтузиастов под руководством автора. В результате этих работ создана теоретическая база для исследования этих машин, разработана и испытана в статике одна из конструкций. В настоящее время создается и настраивается система управления созданной конструкцией. К сожалению, все попытки включить данную работу в финансируемый проект оказались безрезультатными. Этой статьей автор делает очередную попытку заинтересовать потенциального инвестора.

Введение

Все электрические машины в базовой классификации разделяются на:

  • машины постоянного тока (МПТ);
  • асинхронные машины (АМ);
  • синхронные машины (СМ).

На базе последних созданы конструкции с силовым полупроводниковым преобразователем и контуром синхронизации управления от датчика положения ротора (ДПР). Такие машины в отечественной литературе получили название вентильных машин (ВМ) [9]. В отечественной и зарубежной литературе приводятся различные классификации и терминология при разделении ВМ [9, 11, 28].

Сами же синхронные машины в названных конструкциях различаются по способу создания магнитного поля возбуждения и конструктивным особенностям ротора. В магнитоэлектрических СМ ротор содержит постоянные магниты, чаще из редкоземельных материалов. В электромагнитных СМ на роторе расположена обмотка возбуждения, которая посредством колец и щеток запитывается постоянным током. В СМ с магнитоэлектрическим и электромагнитным возбуждением момент в случае симметричного ротора имеет электромагнитный характер. При асимметричном роторе (с явно выраженными полюсами) момент содержит две составляющие — электромагнитную и реактивную. Машины, ротор которых не создает магнитного поля, называются реактивными, и момент в таких машинах содержит только реактивную составляющую. Существует еще одна группа СМ, которые принадлежат к реактивным, но в дополнение на статоре этих машин укладывается обмотка, обтекаемая постоянным током и создающая в зазоре машины пульсирующее магнитное поле, перемещающееся вместе с ротором. На базе таких машин еще в XIX в. строились высокочастотные индукторные генераторы [1]. Этот тип машин, отдавая дань их первым создателям, следует обозначить как реактивно-индукторные.

Ниже представлена одна из конструкций модульной синхронной реактивно-индукторной машины (МСРИМ), разработаны ее математическое описание, модель в среде MATLAB+Simulink и осуществлено ее исследование.

 

Конструкция МСРИМ

Идея создания модульной электрической машины была запатентована в [16, 20]. Последующие конструктивные решения запатентованы в [7, 8], ряд конструкций машины подробно описаны и исследованы в [2, 3, 4, 21, 22].

В модульных конструкциях реализованы синхронные машины реактивного типа (МСРМ) и реактивно-индукторного типа (МСРИМ). Основой разработанных в [7, 8, 16, 20] конструкций является электромеханический модуль (ЭМ) (рис. 1).

Схема электромеханического модуля

Рис. 1. Схема электромеханического модуля

При выбранном ЭМ проектирование электрической машины под конкретное техническое задание сводится к определению количества модулей, размещению этих модулей в объеме спроектированной машины и способу соединения обмоток модулей. Конструкция модульной электрической машины позволяет:

  • Максимально сократить длину магнитной линии и, соответственно, падение магнитного потенциала на пути замыкания магнитного потока.
  • Исключить лобовые части обмоток в машине.
  • Соответствующей группировкой обмоток реализовать в одной конструкции различные машины на ряд напряжений и токов.
  • Реализовать в одной конструкции двух-, трех- и m-фазную обмотки.
  • Наращивать габаритную мощность машины в радиальном и осевом направлениях без изменения конструкции электромагнитного модуля.
  • В зависимости от конструкции подвижных и неподвижных частей сконструировать линейную или вращающуюся электрическую машину.

Кроме отмеченных преимуществ модульных машин, МСРИМ имеет дополнительные преимущества, которые сводятся к следующему:

  • Предельно простая технология изготовления статора электрической машины. Обмотки (катушки) статора хорошо приспособлены к автоматизированному производству, простая сборка и, что важно при массовых применениях, разборка для ремонта или утилизации. Пропитка осуществляется только собственно катушек, а не статора в целом, как у других типов машин, что также снижает долю технологических затрат.
  • Предельно простая технология изготовления ротора электрической машины, отсутствие дорогостоящих магнитов из редкоземельных материалов.
  • Универсальность, позволяющая простым переключением обмоток модулей одну и ту же машину использовать на разные напряжения.
  • Высокая надежность, которая достигается секционированием обмоток модулей и полупроводниковых преобразователей, запитывающих обмотки модулей. Модульная синхронная машина имеет уникальную устойчивость к отказам отдельных элементов. Ни одна из традиционных электрических машин не может работать (по крайней мере, долго) с оборванной или закороченной фазой, поскольку в них существуют сильные магнитные связи между фазами статора, а отклонения от кругового вращающегося магнитного поля вызывают резкую асимметрию и возрастание токов в работающих фазах. Отсутствие магнитной связи между обмотками МСРИМ позволяет работать каждой фазе независимо от других. Отключение одной и даже нескольких обмоток приводит только к пропорциональному снижению выходной мощности и возрастанию пульсаций момента, но сохраняет привод в рабочем состоянии.
  • Увеличение момента и мощности машины достигается увеличением количества модулей в радиальном и аксиальном направлениях. Большое разнообразие структур магнитных систем машины, возможность варьирования в достаточно широких пределах соотношений главных размеров машины, различные способы коммутации фаз делают электропривод на базе этих машин хорошо применимым как в низко-(единицы об/мин), так и высокооборотных (десятки тысяч об/мин) версиях.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что электроприводы с синхронными реактивными и реактивно-индукторными машинами наиболее перспективны при создании транспортных систем [5, 6, 10, 14, 23, 24, 25].

Базовая конструкция МСРИМ представлена на рис. 2. Эта машина содержит две половины статора, между которыми размещается ротор из ферромагнитного материала. Статор содержит отдельные электромеханические модули, состоящие из сердечников трансформаторного типа с якорными обмотками. Сердечники электромеханических модулей размещены на неподвижных частях, выполненных из немагнитного материала. В МСРИМ тороидальные обмотки возбуждения являются общими для всех электромагнитных модулей каждой половины статора. Параметры представленной конструкции машины:

  • количество модулей — 18;
  • количество зубцов ротора — 12;
  • количество фаз — 3;
  • средний момент — 100 Нм;
  • максимальная скорость (расчетная) — 200 рад/с;
  • вес — 35 кг;
  • ток модуля — 10 А;
  • ток возбуждения — 5 А.
Конструкция МСРИМ

Рис. 2. Конструкция МСРИМ

Фотографии машины в собранном виде и ее одной половины приведены на рис. 3.

Макет машины в собранном и разобранном виде

Рис. 3. Макет машины в собранном и разобранном виде

Проведенные исследования [2, 3, 4, 21, 22] и испытания данной машины позволили выявить следующие особенности:

  • Для определения параметров МСРИМ необходимо рассчитывать магнитные поля с использованием современных специализированных компьютерных пакетов конечно-элементного анализа (КЭА) в трехмерной постановке, например Ansys-Maxwell, применение которого позволяет с высокой точностью аппроксимировать любую геометрию модулей электрической машины и учесть нелинейные свойства ферромагнитных материалов.
  • Расчет параметров МСРИМ в среде Ansys-Maxwell [3, 4] показал, что в машине практически отсутствует магнитная связь между сердечниками модулей различных фаз. Это свойство позволяет несколько упростить математическое описание и последующее исследование, т. к. можно не учитывать взаимную индуктивность между фазами.
  • Особенность конструкции МСРИМ состоит в том, что эта машина может быть использована в качестве генератора без системы управления.

 

Расчет параметров МСРИМ

В рассматриваемой конструкции МСРИМ кривая распределения магнитного потока возбуждения не изменяется, а перемещается вместе с ротором. Это приводит к периодическому изменению по величине (без изменения знака) потокосцепления обмотки модуля в то время, когда поток обмотки возбуждения остается неизменным.

Для построения электропривода на базе МСРИМ математическое описание машины должно быть осуществлено в параметрах теории электрических цепей, т. е. схема замещения машины должна содержать сопротивление, индуктивность и противоЭДС вращения. Последний параметр содержит две составляющие:

1. Составляющую ЭДС, обусловленную изменением потокосцепления фазной обмотки, состоящей из обмоток модулей, вследствие вращения потока возбуждения, связанного с ротором:

Формула

2. Составляющую ЭДС фазной обмотки, обусловленную изменением индуктивности обмотки:

Формула

где Ψf — потокосцепление возбуждения; θm — угол поворота ротора (в геометрических градусах); ωm — механическая скорость вращения ротора.

Поэтому для МСРИМ на первом этапе рассчитывается магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения и противоЭДС обмотки модуля, обусловленной этим полем. Поле возбуждения является периодическим, знакопостоянным, вращающимся вместе с ротором. Потокосцепление возбуждения в фазах статора МСРИМ при перемещении ротора на 30 геометрических градусов и постоянном токе в обмотке возбуждения, полученное в результате проведенного в [4] расчета, представлено на рис. 4.

Потокосцепление возбуждения в фазах статора МСРИМ

Рис. 4. Потокосцепление возбуждения в фазах статора МСРИМ

Это потокосцепление, как уже отмечалось выше, является периодическим, знакопостоянным, поэтому его зависимость от угла поворота ротора можно записать в виде:

Формула

Составляющая ЭДС, обусловленная изменением потокосцепления обмотки модуля вследствие вращения потока возбуждения, связанного с ротором, являясь производной от потокосцепления, равна:

Формула

Определение составляющей ЭДС обмотки, обусловленной изменением индуктивности обмотки, осуществляется на базе расчета магнитного поля для сектора машины, включающего три модуля трех различных фаз c учетом алгоритма коммутации токов в обмотках [3, 4].

Изменение индуктивности Lk(ik, θ) в фазе имеет периодический характер, при этом период повторения определяется числом зубцов ротора. Для рассматриваемой трехфазной МСРИМ (z1 = 18, z2 = 12) период составляет 360/12 = 30°. Положительный ток в фазе «а» формируется на участке изменения угла θm от 15 до 30°, отрицательный — на участке изменения угла θm от 0 до 15°. Формирование токов в фазах машины согласовывается с зависимостью Lk(ik, θ) для каждой фазы, что в системе осуществляется датчиком положения ротора. Отличительная особенность индуктивности Lk(ik, θ) состоит в том, что максимальная и минимальная индуктивности являются функциями тока в обмотке и должны учитываться при построении модели МСРИМ.

Перечисленные обстоятельства требуют описания электромагнитных процессов в машине для каждой отдельной фазы в неподвижной системе координат. В результате математическое описание и модель машины, включающие формирование токов по сигналам с датчика положения ротора [3, 4, 22], получаются достаточно сложными.

В данной статье разрабатывается методика математического описания и модельного исследования МСРИМ во вращающейся системе координат.

 

Математическое описание МСРИМ во вращающейся системе координат

При описании машины во вращающейся вместе с ротором системе координат продольная ось d совмещается с осью симметрии зубца ротора, поперечная ось q направлена под углом 90 электрических градусов по отношению к оси d. В этой системе координат потокосцепление обмотки якоря, вызванное полем возбуждения, будет постоянно Ψ0 и равно максимальному значению, определенному из расчета магнитного поля Ψ = Ψfmax.

При математическом описании электромагнитных процессов в МСРИМ во вращающейся системе координат вводятся в рассмотрение электрический угол и угловая частота (θ = z2/2 × θm, ω = z2 × ωm). Переменные состояния — напряжения, токи и потокосце-пления — рассматриваются в электрической системе координат:

Формула

где Ψdd), Ψq(iq) — потокосцепления фазы машины по осям d, q.

Полные потокосцепления обмотки якоря по продольной и поперечной осям d, q находятся из выражений:

Формула

где Ld(id) и Lq(iq) — индуктивности по продольной и поперечной оси. Эти индуктивности зависят от тока, и для рассматриваемой конструкции были рассчитаны и приведены в [4].

Уравнения равновесия ЭДС и моментов для МСРИМ во вращающейся системе координат запишутся в виде:

Формула

Зависимости продольной и поперечной индуктивности модуля от тока, построенные в соответствии с расчетом в пакете расширения Curve Fitting Tool [4], приведены на рис. 5.

Зависимости индуктивностей по продольной (d) и поперечной (q) оси МСРИМ от тока

Рис. 5. Зависимости индуктивностей по продольной (d) и поперечной (q) оси МСРИМ от тока

При построении модели для получения зависимостей

Формула

кривые Ld(id) и Lq(iq) можно аппроксимировать двумя отрезками прямых, как это показано на рис. 5.

 

Статические характеристики МСРИМ

Важнейшим положением при математическом описании МСРИМ в системе координат d, q является то, что датчик положения ротора реализован за счет формирования напряжений по продольной и поперечной оси в соответствии с уравнениями:

ud = 0, uq = Uq = const.

Математическое описание МСРИМ во вращающейся d, q системе координат позволяет исследовать электромагнитные и электромеханические характеристики машины в установившемся режиме работы. Токи продольной и поперечной составляющей в установившемся режиме определяются из уравнений (5). Они равны:

Формула

где R — активное сопротивление обмотки фазы.

При расчете токов по уравнениям (6) зависимости Ld(id), Lq(iq) следует, для удобства расчета, в пакете MATLAB представить отрезками прямых, как это показано на рис. 5. Зависимости тока продольной и поперечной составляющей от момента, рассчитанные по уравнениям (6), приведены на рис. 6.

Зависимости тока продольной и поперечной составляющей от момента

Рис. 6. Зависимости тока продольной и поперечной составляющей от момента

Момент в установившемся режиме определяется из уравнений (5, 6):

Формула

Механические характеристики МСРИМ, построенные по уравнению (7), показаны на рис. 7 для трех значений напряжения Uq.

Механические характеристики МСРИМ

Рис. 7. Механические характеристики МСРИМ

При малых моментах наблюдается рост скорости, механическая характеристика МСРИМ в этой области аналогична характеристике двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением.

 

Построение структурной Simulink-модели и исследование МСРИМ во вращающейся системе координат

Структурная модель МСРИМ, составленная по системе уравнений (5), приведена на рис. 8. Момент и угловая скорость вычисляются в соответствии с двумя последними уравнениями системы.

Структурная модель МСРИМ

Рис. 8. Структурная модель МСРИМ

В блоке Subsystem1 вычисляются токи двигателя по продольной и поперечной составляющим в соответствии с первыми двумя уравнениями системы (5). Модель блока Subsystem1 показана на рис. 9. В блоке Subsystem вычисляются индуктивности и их производные, модель блока Subsystem показана на рис. 10.

Структурная модель вычисления токов продольной и поперечной составляющих МСРИМ

Рис. 9. Структурная модель вычисления токов продольной и поперечной составляющих МСРИМ

Модель для вычисления индуктивностей и их производных

Рис. 10. Модель для вычисления индуктивностей и их производных

В блоке Subsystem вычисляются:

  • индуктивности по продольной и поперечной составляющим по данным (рис. 5);
  • производные индуктивностей по току

Формула

после предварительной апроксимации их прямыми линиями.

Модели блоков dif_d и dif_q показаны на рис. 11. В них учитывается знак производной при возрастании и убывании тока.

Модели для вычисления производных по току от индуктивностей

Рис. 11. Модели для вычисления производных по току от индуктивностей

Результаты моделирования переходных процессов по моменту и скорости в МСРИМ приведены на рис. 12.

Переходной процесс в МСРИМ при ud = 0, uq = Uq = 120 В

Рис. 12. Переходной процесс в МСРИМ при ud = 0, uq = Uq = 120 В

При пуске на холостом ходу в момент времени (t = 0) электромагнитный момент и скорость имеют колебательный характер. Аналогичный характер переходного процесса имеет место при приложении внешнего нагрузочного момента (t = 0,3 c).

Электропривод, построенный на базе рассмотренной машины по подчиненному принципу с релейными регуляторами в контурах тока и пропорциональным регулятором в контуре скорости, исследован в работах [4, 21, 22]. В основе этих исследований принята математическая модель машины в фазных координатах.

Аналогичная модель электропривода, построенная по подчиненному принципу, в которой использовано математическое описание машины во вращающейся d, q системе координат, показана на рис. 13. Переходные процессы в этом электроприводе приведены на рис. 14. На рис. 14а показаны переходные процессы в линейной зоне при пуске на холостом ходу (t = 0) с последующим (t = 0,1 c) приложением нагрузочного момента. На рис. 14б показаны переходные процессы в зоне насыщения регулятора скорости при пуске на холостом ходу (t = 0) с последующим (t = 0,2 c) приложением нагрузочного момента.

Модель электропривода с МСРИМ во вращающихся d,q координатах

Рис. 13. Модель электропривода с МСРИМ во вращающихся d,q координатах

Переходные процессы в электроприводе с МСРИМ

Рис. 14. Переходные процессы в электроприводе с МСРИМ

Количественно результаты, полученные в предыдущих исследованиях [4] и в настоящей статье, совпадают. Качественное отличие заключается в отсутствии пульсаций момента при анализе машины в d, q вращающихся координатах. Эти пульсации составляют несколько процентов и могут не учитываться при исследовании транспортных электроприводов и электроприводов общепромышленного назначения.

 

Заключение

Результаты исследования модульной синхронной реактивно-индукторной машины, представленные в статье, показывают, что представленная конструкция МСРИМ может быть описана в системе координат d, q. Математическое описание машины в этой системе координат позволило получить замкнутые уравнения для расчета статических характеристик и построить достаточно простую модель для анализа динамических характеристик. Структурный и параметрический синтез электропривода с МСРИМ, представленной в координатах d, q, осуществляется с использованием классических процедур.

Литература
  1. Альпер Н. Я., Терзян А. А. Индукторные генераторы. М.: Энергия. 1970.
  2. Голландцев Ю. А. Вентильные индукторно-реактивные двигатели. СПб.: ГНЦ РФ — ЦНИИ «Электроприбор». 2003.
  3. Герман-Галкин С. Г., Бормотов А. В. Модульная синхронная реактивная машина в системе электропривода // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. № 9.
  4. Герман-Галкин С. Г., Лебедев В. В., Бормотов А. В. Модульная синхронная индукторная машина в системе электропривода // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. № 11.
  5. Козаченко В. Ф., Обухов Н. А., Анучин А. С., Жарков А. А. Модульная микроконтроллерная система управления для отечественной серии преобразователей частоты «Универсал». Труды V Международной конференции «Электромеханика, электротехнология и электроматериаловедение» МКЭЭ-2003. Ч. 1. Крым, 2003.
  6. В. Ф. Козаченко, В. Н. Остриров, А. М. Русаков. Перспективные типы тяговых электроприводов. 7 Международная конференция по автоматизированному электроприводу. Иваново, АЭП — 2012.
  7. «Модульная электрическая машина». Патентообладатели: Герман-Галкин С. Г., Загашвили Ю. В., Верюжский В. В. Патент на полезную модель № 105540. Заявка № 2010113746. Приоритет полезной модели 31.03.2010. Зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей РФ 10.06.2011.
  8. Модульная электрическая машина. Патентообладатели: Бормотов А. В., Герман-Галкин С. Г., Загашвили Ю. В., Лебедев В. В. Патент №2510121. Опубликован: БИ №8, 20.03.2014 г. Заявка №201211625/07(017373). Приоритет от 26.03.2012 г. 23.
  9. Овчинников И. Е.: Вентильные электрические двигатели и привод на их основе (курс лекций). СПб.: Корона — Век. 2006.
  10. Радимов И. Н., Рымша В. В. Сопоставительный анализ вентильных двигателей для электропривода мотор-колес легких транспортных средств // Электромашиностроение и электрооборудование. 2005. №64
  11. Рябов Е. С. Имитационная модель тягового вентильно-индукторного электропривода / Б. Г. Любарский, Е. С. Рябов, Л. В. Оверьянова, В. Л. Емельянов // Електротехнiка i електромеханiка. 2009. № 5.
  12. Рымша В. В., Радимов И. Н., Баранцев М. В. Технология расчета трехмерного стационарного магнитного поля в вентильно-реактивных электродвигателях на платформе Ansys Workbench // Електротехнiка i електромеханiка. 2006. № 6.
  13. Шмитц Н., Новотный Д. Введение в электромеханику. Пер. с англ. Энергия. 1969.
  14. Электропривод на базе вентильных индукторных машин с электромагнитным возбуждением / В. Ф. Козаченко, Д. В. Корпусов, В. Н. Остриров, А. М. Русаков // Электронные компоненты. 2005. № 6.
  15. Afonin A. A., Kramarz W., Cierzniewski P. Elektromechaniczne przetworniki energii z komutą elektroniczną. Szczecin Wydawnictwo Politechniki Szczecinskiej 2000, 241.
  16. Afonin A., German-Galkin S., Cierzniecki P., Hrynkiewicz J., Kramarz W., Szymczak P. Modular reluctance machine. PCTInt. Public Nomber W0o1/03270.Al. IntPublic. Date 11 January 2001. Prioritydata 22 May 1999.
  17. Bahram A. Variable Reluctance Machines-Analysis Design and Control. Jouve, Paris, June 2003.
  18. Bienkowski K., Szczypior J., Bucki B., Biernat A., Rogalski A. Influence of geometrical parameters of Switched Reluctance Motor on electromagnetic torque. Berichte und Informationen HTW Dresden, ISSN 14334135, 1/2002.
  19. Conference, IEMDC’03, Madison, United States, 1-4 June 2003, Vol. 1.
  20. German-Gałkin S., Hrynkiewicz J. Układ modulu elektromechanicznego maszyny elektrycznej. Pat.UP RP z 20.12. 2013r. Nr P.389456. Zgłosz, pat. 03.11.2009.
  21. S. German-Galkin, J. Hrynkiewicz. Nowe technologii w projektowaniu maszyn elektrycznych. «PRZEGLĄD ELEKTROTECHNICZNY», ISSN 0033-2097, R. 90 NR 11/2014.
  22. German-Galkin S., Bormotov А. Analytical and model study of a modular electric machine in the electric drive // American Journal of Scientific and Education Research, 2014. № 1(4).
  23. Getting Started with Maxwell: Designing a Rotational Actuator, Ansys, Inc., Inventory: 002889 Аnsoft Maxwell 3D v.11 User’s guide, Ansoft Corp., Rev.2.0, 28 July 2006.
  24. Henneberger G., Viorel J. A. Variable Reluctance Electrical Machines. Shaker Verlag, Aachen, 2001.
  25. Huang S., Aydin M., Lipo T. A. Concept Machines: Pre-Prototyping Design Assessment for Two Major Topologies. In Proceedings of IEEE Industry Applications Conference. Thirty-Sixth IAS Annual Meeting. Vol. 3.
  26. Krishnan R. Switched reluctance motor drives. Modeling, Simulation, Analysis, Design and Applications. CRC Press LLC, Boca Raton, Florida, 2001.
  27. Wichert T. Influence of power electronics on design of Switched Reluctance Machines. Proceedings of the EPE 2005, Dresden, Germany 2005.
  28. Усыгин Ю. С.,Чупин С. А., Григорьев М. А., Шишков А. Н., Горожанин М. А., Белоусов Е. В., Бычков А. Е., Журавлев А. М. Основы теории электропривода с синхронной реактивной машиной. 7 Международная конференция по автоматизированному электроприводу. Иваново АЭП — 2012.
  29. Усыгин Ю. С. Электроприводы и генераторы с синхронной реактивной машиной // Электричество. 2007. № 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *