Аналитическое и модельное исследование модульной синхронной реактивно-индукторной машины
Введение
Все электрические машины в базовой классификации разделяются на:
- машины постоянного тока (МПТ);
- асинхронные машины (АМ);
- синхронные машины (СМ).
На базе последних созданы конструкции с силовым полупроводниковым преобразователем и контуром синхронизации управления от датчика положения ротора (ДПР). Такие машины в отечественной литературе получили название вентильных машин (ВМ) [9]. В отечественной и зарубежной литературе приводятся различные классификации и терминология при разделении ВМ [9, 11, 28].
Сами же синхронные машины в названных конструкциях различаются по способу создания магнитного поля возбуждения и конструктивным особенностям ротора. В магнитоэлектрических СМ ротор содержит постоянные магниты, чаще из редкоземельных материалов. В электромагнитных СМ на роторе расположена обмотка возбуждения, которая посредством колец и щеток запитывается постоянным током. В СМ с магнитоэлектрическим и электромагнитным возбуждением момент в случае симметричного ротора имеет электромагнитный характер. При асимметричном роторе (с явно выраженными полюсами) момент содержит две составляющие — электромагнитную и реактивную. Машины, ротор которых не создает магнитного поля, называются реактивными, и момент в таких машинах содержит только реактивную составляющую. Существует еще одна группа СМ, которые принадлежат к реактивным, но в дополнение на статоре этих машин укладывается обмотка, обтекаемая постоянным током и создающая в зазоре машины пульсирующее магнитное поле, перемещающееся вместе с ротором. На базе таких машин еще в XIX в. строились высокочастотные индукторные генераторы [1]. Этот тип машин, отдавая дань их первым создателям, следует обозначить как реактивно-индукторные.
Ниже представлена одна из конструкций модульной синхронной реактивно-индукторной машины (МСРИМ), разработаны ее математическое описание, модель в среде MATLAB+Simulink и осуществлено ее исследование.
Конструкция МСРИМ
Идея создания модульной электрической машины была запатентована в [16, 20]. Последующие конструктивные решения запатентованы в [7, 8], ряд конструкций машины подробно описаны и исследованы в [2, 3, 4, 21, 22].
В модульных конструкциях реализованы синхронные машины реактивного типа (МСРМ) и реактивно-индукторного типа (МСРИМ). Основой разработанных в [7, 8, 16, 20] конструкций является электромеханический модуль (ЭМ) (рис. 1).
При выбранном ЭМ проектирование электрической машины под конкретное техническое задание сводится к определению количества модулей, размещению этих модулей в объеме спроектированной машины и способу соединения обмоток модулей. Конструкция модульной электрической машины позволяет:
- Максимально сократить длину магнитной линии и, соответственно, падение магнитного потенциала на пути замыкания магнитного потока.
- Исключить лобовые части обмоток в машине.
- Соответствующей группировкой обмоток реализовать в одной конструкции различные машины на ряд напряжений и токов.
- Реализовать в одной конструкции двух-, трех- и m-фазную обмотки.
- Наращивать габаритную мощность машины в радиальном и осевом направлениях без изменения конструкции электромагнитного модуля.
- В зависимости от конструкции подвижных и неподвижных частей сконструировать линейную или вращающуюся электрическую машину.
Кроме отмеченных преимуществ модульных машин, МСРИМ имеет дополнительные преимущества, которые сводятся к следующему:
- Предельно простая технология изготовления статора электрической машины. Обмотки (катушки) статора хорошо приспособлены к автоматизированному производству, простая сборка и, что важно при массовых применениях, разборка для ремонта или утилизации. Пропитка осуществляется только собственно катушек, а не статора в целом, как у других типов машин, что также снижает долю технологических затрат.
- Предельно простая технология изготовления ротора электрической машины, отсутствие дорогостоящих магнитов из редкоземельных материалов.
- Универсальность, позволяющая простым переключением обмоток модулей одну и ту же машину использовать на разные напряжения.
- Высокая надежность, которая достигается секционированием обмоток модулей и полупроводниковых преобразователей, запитывающих обмотки модулей. Модульная синхронная машина имеет уникальную устойчивость к отказам отдельных элементов. Ни одна из традиционных электрических машин не может работать (по крайней мере, долго) с оборванной или закороченной фазой, поскольку в них существуют сильные магнитные связи между фазами статора, а отклонения от кругового вращающегося магнитного поля вызывают резкую асимметрию и возрастание токов в работающих фазах. Отсутствие магнитной связи между обмотками МСРИМ позволяет работать каждой фазе независимо от других. Отключение одной и даже нескольких обмоток приводит только к пропорциональному снижению выходной мощности и возрастанию пульсаций момента, но сохраняет привод в рабочем состоянии.
- Увеличение момента и мощности машины достигается увеличением количества модулей в радиальном и аксиальном направлениях. Большое разнообразие структур магнитных систем машины, возможность варьирования в достаточно широких пределах соотношений главных размеров машины, различные способы коммутации фаз делают электропривод на базе этих машин хорошо применимым как в низко-(единицы об/мин), так и высокооборотных (десятки тысяч об/мин) версиях.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что электроприводы с синхронными реактивными и реактивно-индукторными машинами наиболее перспективны при создании транспортных систем [5, 6, 10, 14, 23, 24, 25].
Базовая конструкция МСРИМ представлена на рис. 2. Эта машина содержит две половины статора, между которыми размещается ротор из ферромагнитного материала. Статор содержит отдельные электромеханические модули, состоящие из сердечников трансформаторного типа с якорными обмотками. Сердечники электромеханических модулей размещены на неподвижных частях, выполненных из немагнитного материала. В МСРИМ тороидальные обмотки возбуждения являются общими для всех электромагнитных модулей каждой половины статора. Параметры представленной конструкции машины:
- количество модулей — 18;
- количество зубцов ротора — 12;
- количество фаз — 3;
- средний момент — 100 Нм;
- максимальная скорость (расчетная) — 200 рад/с;
- вес — 35 кг;
- ток модуля — 10 А;
- ток возбуждения — 5 А.
Фотографии машины в собранном виде и ее одной половины приведены на рис. 3.
Проведенные исследования [2, 3, 4, 21, 22] и испытания данной машины позволили выявить следующие особенности:
- Для определения параметров МСРИМ необходимо рассчитывать магнитные поля с использованием современных специализированных компьютерных пакетов конечно-элементного анализа (КЭА) в трехмерной постановке, например Ansys-Maxwell, применение которого позволяет с высокой точностью аппроксимировать любую геометрию модулей электрической машины и учесть нелинейные свойства ферромагнитных материалов.
- Расчет параметров МСРИМ в среде Ansys-Maxwell [3, 4] показал, что в машине практически отсутствует магнитная связь между сердечниками модулей различных фаз. Это свойство позволяет несколько упростить математическое описание и последующее исследование, т. к. можно не учитывать взаимную индуктивность между фазами.
- Особенность конструкции МСРИМ состоит в том, что эта машина может быть использована в качестве генератора без системы управления.
Расчет параметров МСРИМ
В рассматриваемой конструкции МСРИМ кривая распределения магнитного потока возбуждения не изменяется, а перемещается вместе с ротором. Это приводит к периодическому изменению по величине (без изменения знака) потокосцепления обмотки модуля в то время, когда поток обмотки возбуждения остается неизменным.
Для построения электропривода на базе МСРИМ математическое описание машины должно быть осуществлено в параметрах теории электрических цепей, т. е. схема замещения машины должна содержать сопротивление, индуктивность и противоЭДС вращения. Последний параметр содержит две составляющие:
1. Составляющую ЭДС, обусловленную изменением потокосцепления фазной обмотки, состоящей из обмоток модулей, вследствие вращения потока возбуждения, связанного с ротором:
2. Составляющую ЭДС фазной обмотки, обусловленную изменением индуктивности обмотки:
где Ψf — потокосцепление возбуждения; θm — угол поворота ротора (в геометрических градусах); ωm — механическая скорость вращения ротора.
Поэтому для МСРИМ на первом этапе рассчитывается магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения и противоЭДС обмотки модуля, обусловленной этим полем. Поле возбуждения является периодическим, знакопостоянным, вращающимся вместе с ротором. Потокосцепление возбуждения в фазах статора МСРИМ при перемещении ротора на 30 геометрических градусов и постоянном токе в обмотке возбуждения, полученное в результате проведенного в [4] расчета, представлено на рис. 4.
Это потокосцепление, как уже отмечалось выше, является периодическим, знакопостоянным, поэтому его зависимость от угла поворота ротора можно записать в виде:
Составляющая ЭДС, обусловленная изменением потокосцепления обмотки модуля вследствие вращения потока возбуждения, связанного с ротором, являясь производной от потокосцепления, равна:
Определение составляющей ЭДС обмотки, обусловленной изменением индуктивности обмотки, осуществляется на базе расчета магнитного поля для сектора машины, включающего три модуля трех различных фаз c учетом алгоритма коммутации токов в обмотках [3, 4].
Изменение индуктивности Lk(ik, θ) в фазе имеет периодический характер, при этом период повторения определяется числом зубцов ротора. Для рассматриваемой трехфазной МСРИМ (z1 = 18, z2 = 12) период составляет 360/12 = 30°. Положительный ток в фазе «а» формируется на участке изменения угла θm от 15 до 30°, отрицательный — на участке изменения угла θm от 0 до 15°. Формирование токов в фазах машины согласовывается с зависимостью Lk(ik, θ) для каждой фазы, что в системе осуществляется датчиком положения ротора. Отличительная особенность индуктивности Lk(ik, θ) состоит в том, что максимальная и минимальная индуктивности являются функциями тока в обмотке и должны учитываться при построении модели МСРИМ.
Перечисленные обстоятельства требуют описания электромагнитных процессов в машине для каждой отдельной фазы в неподвижной системе координат. В результате математическое описание и модель машины, включающие формирование токов по сигналам с датчика положения ротора [3, 4, 22], получаются достаточно сложными.
В данной статье разрабатывается методика математического описания и модельного исследования МСРИМ во вращающейся системе координат.
Математическое описание МСРИМ во вращающейся системе координат
При описании машины во вращающейся вместе с ротором системе координат продольная ось d совмещается с осью симметрии зубца ротора, поперечная ось q направлена под углом 90 электрических градусов по отношению к оси d. В этой системе координат потокосцепление обмотки якоря, вызванное полем возбуждения, будет постоянно Ψ0 и равно максимальному значению, определенному из расчета магнитного поля Ψ = Ψfmax.
При математическом описании электромагнитных процессов в МСРИМ во вращающейся системе координат вводятся в рассмотрение электрический угол и угловая частота (θ = z2/2 × θm, ω = z2 × ωm). Переменные состояния — напряжения, токи и потокосце-пления — рассматриваются в электрической системе координат:
где Ψd(ΐd), Ψq(iq) — потокосцепления фазы машины по осям d, q.
Полные потокосцепления обмотки якоря по продольной и поперечной осям d, q находятся из выражений:
где Ld(id) и Lq(iq) — индуктивности по продольной и поперечной оси. Эти индуктивности зависят от тока, и для рассматриваемой конструкции были рассчитаны и приведены в [4].
Уравнения равновесия ЭДС и моментов для МСРИМ во вращающейся системе координат запишутся в виде:
Зависимости продольной и поперечной индуктивности модуля от тока, построенные в соответствии с расчетом в пакете расширения Curve Fitting Tool [4], приведены на рис. 5.
При построении модели для получения зависимостей
кривые Ld(id) и Lq(iq) можно аппроксимировать двумя отрезками прямых, как это показано на рис. 5.
Статические характеристики МСРИМ
Важнейшим положением при математическом описании МСРИМ в системе координат d, q является то, что датчик положения ротора реализован за счет формирования напряжений по продольной и поперечной оси в соответствии с уравнениями:
ud = 0, uq = Uq = const.
Математическое описание МСРИМ во вращающейся d, q системе координат позволяет исследовать электромагнитные и электромеханические характеристики машины в установившемся режиме работы. Токи продольной и поперечной составляющей в установившемся режиме определяются из уравнений (5). Они равны:
где R — активное сопротивление обмотки фазы.
При расчете токов по уравнениям (6) зависимости Ld(id), Lq(iq) следует, для удобства расчета, в пакете MATLAB представить отрезками прямых, как это показано на рис. 5. Зависимости тока продольной и поперечной составляющей от момента, рассчитанные по уравнениям (6), приведены на рис. 6.
Момент в установившемся режиме определяется из уравнений (5, 6):
Механические характеристики МСРИМ, построенные по уравнению (7), показаны на рис. 7 для трех значений напряжения Uq.
При малых моментах наблюдается рост скорости, механическая характеристика МСРИМ в этой области аналогична характеристике двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением.
Построение структурной Simulink-модели и исследование МСРИМ во вращающейся системе координат
Структурная модель МСРИМ, составленная по системе уравнений (5), приведена на рис. 8. Момент и угловая скорость вычисляются в соответствии с двумя последними уравнениями системы.
В блоке Subsystem1 вычисляются токи двигателя по продольной и поперечной составляющим в соответствии с первыми двумя уравнениями системы (5). Модель блока Subsystem1 показана на рис. 9. В блоке Subsystem вычисляются индуктивности и их производные, модель блока Subsystem показана на рис. 10.
В блоке Subsystem вычисляются:
- индуктивности по продольной и поперечной составляющим по данным (рис. 5);
- производные индуктивностей по току
после предварительной апроксимации их прямыми линиями.
Модели блоков dif_d и dif_q показаны на рис. 11. В них учитывается знак производной при возрастании и убывании тока.
Результаты моделирования переходных процессов по моменту и скорости в МСРИМ приведены на рис. 12.
При пуске на холостом ходу в момент времени (t = 0) электромагнитный момент и скорость имеют колебательный характер. Аналогичный характер переходного процесса имеет место при приложении внешнего нагрузочного момента (t = 0,3 c).
Электропривод, построенный на базе рассмотренной машины по подчиненному принципу с релейными регуляторами в контурах тока и пропорциональным регулятором в контуре скорости, исследован в работах [4, 21, 22]. В основе этих исследований принята математическая модель машины в фазных координатах.
Аналогичная модель электропривода, построенная по подчиненному принципу, в которой использовано математическое описание машины во вращающейся d, q системе координат, показана на рис. 13. Переходные процессы в этом электроприводе приведены на рис. 14. На рис. 14а показаны переходные процессы в линейной зоне при пуске на холостом ходу (t = 0) с последующим (t = 0,1 c) приложением нагрузочного момента. На рис. 14б показаны переходные процессы в зоне насыщения регулятора скорости при пуске на холостом ходу (t = 0) с последующим (t = 0,2 c) приложением нагрузочного момента.
Количественно результаты, полученные в предыдущих исследованиях [4] и в настоящей статье, совпадают. Качественное отличие заключается в отсутствии пульсаций момента при анализе машины в d, q вращающихся координатах. Эти пульсации составляют несколько процентов и могут не учитываться при исследовании транспортных электроприводов и электроприводов общепромышленного назначения.
Заключение
Результаты исследования модульной синхронной реактивно-индукторной машины, представленные в статье, показывают, что представленная конструкция МСРИМ может быть описана в системе координат d, q. Математическое описание машины в этой системе координат позволило получить замкнутые уравнения для расчета статических характеристик и построить достаточно простую модель для анализа динамических характеристик. Структурный и параметрический синтез электропривода с МСРИМ, представленной в координатах d, q, осуществляется с использованием классических процедур.
- Альпер Н. Я., Терзян А. А. Индукторные генераторы. М.: Энергия. 1970.
- Голландцев Ю. А. Вентильные индукторно-реактивные двигатели. СПб.: ГНЦ РФ — ЦНИИ «Электроприбор». 2003.
- Герман-Галкин С. Г., Бормотов А. В. Модульная синхронная реактивная машина в системе электропривода // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. № 9.
- Герман-Галкин С. Г., Лебедев В. В., Бормотов А. В. Модульная синхронная индукторная машина в системе электропривода // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. № 11.
- Козаченко В. Ф., Обухов Н. А., Анучин А. С., Жарков А. А. Модульная микроконтроллерная система управления для отечественной серии преобразователей частоты «Универсал». Труды V Международной конференции «Электромеханика, электротехнология и электроматериаловедение» МКЭЭ-2003. Ч. 1. Крым, 2003.
- В. Ф. Козаченко, В. Н. Остриров, А. М. Русаков. Перспективные типы тяговых электроприводов. 7 Международная конференция по автоматизированному электроприводу. Иваново, АЭП — 2012.
- «Модульная электрическая машина». Патентообладатели: Герман-Галкин С. Г., Загашвили Ю. В., Верюжский В. В. Патент на полезную модель № 105540. Заявка № 2010113746. Приоритет полезной модели 31.03.2010. Зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей РФ 10.06.2011.
- Модульная электрическая машина. Патентообладатели: Бормотов А. В., Герман-Галкин С. Г., Загашвили Ю. В., Лебедев В. В. Патент №2510121. Опубликован: БИ №8, 20.03.2014 г. Заявка №201211625/07(017373). Приоритет от 26.03.2012 г. 23.
- Овчинников И. Е.: Вентильные электрические двигатели и привод на их основе (курс лекций). СПб.: Корона — Век. 2006.
- Радимов И. Н., Рымша В. В. Сопоставительный анализ вентильных двигателей для электропривода мотор-колес легких транспортных средств // Электромашиностроение и электрооборудование. 2005. №64
- Рябов Е. С. Имитационная модель тягового вентильно-индукторного электропривода / Б. Г. Любарский, Е. С. Рябов, Л. В. Оверьянова, В. Л. Емельянов // Електротехнiка i електромеханiка. 2009. № 5.
- Рымша В. В., Радимов И. Н., Баранцев М. В. Технология расчета трехмерного стационарного магнитного поля в вентильно-реактивных электродвигателях на платформе Ansys Workbench // Електротехнiка i електромеханiка. 2006. № 6.
- Шмитц Н., Новотный Д. Введение в электромеханику. Пер. с англ. Энергия. 1969.
- Электропривод на базе вентильных индукторных машин с электромагнитным возбуждением / В. Ф. Козаченко, Д. В. Корпусов, В. Н. Остриров, А. М. Русаков // Электронные компоненты. 2005. № 6.
- Afonin A. A., Kramarz W., Cierzniewski P. Elektromechaniczne przetworniki energii z komutą elektroniczną. Szczecin Wydawnictwo Politechniki Szczecinskiej 2000, 241.
- Afonin A., German-Galkin S., Cierzniecki P., Hrynkiewicz J., Kramarz W., Szymczak P. Modular reluctance machine. PCTInt. Public Nomber W0o1/03270.Al. IntPublic. Date 11 January 2001. Prioritydata 22 May 1999.
- Bahram A. Variable Reluctance Machines-Analysis Design and Control. Jouve, Paris, June 2003.
- Bienkowski K., Szczypior J., Bucki B., Biernat A., Rogalski A. Influence of geometrical parameters of Switched Reluctance Motor on electromagnetic torque. Berichte und Informationen HTW Dresden, ISSN 14334135, 1/2002.
- Conference, IEMDC’03, Madison, United States, 1-4 June 2003, Vol. 1.
- German-Gałkin S., Hrynkiewicz J. Układ modulu elektromechanicznego maszyny elektrycznej. Pat.UP RP z 20.12. 2013r. Nr P.389456. Zgłosz, pat. 03.11.2009.
- S. German-Galkin, J. Hrynkiewicz. Nowe technologii w projektowaniu maszyn elektrycznych. «PRZEGLĄD ELEKTROTECHNICZNY», ISSN 0033-2097, R. 90 NR 11/2014.
- German-Galkin S., Bormotov А. Analytical and model study of a modular electric machine in the electric drive // American Journal of Scientific and Education Research, 2014. № 1(4).
- Getting Started with Maxwell: Designing a Rotational Actuator, Ansys, Inc., Inventory: 002889 Аnsoft Maxwell 3D v.11 User’s guide, Ansoft Corp., Rev.2.0, 28 July 2006.
- Henneberger G., Viorel J. A. Variable Reluctance Electrical Machines. Shaker Verlag, Aachen, 2001.
- Huang S., Aydin M., Lipo T. A. Concept Machines: Pre-Prototyping Design Assessment for Two Major Topologies. In Proceedings of IEEE Industry Applications Conference. Thirty-Sixth IAS Annual Meeting. Vol. 3.
- Krishnan R. Switched reluctance motor drives. Modeling, Simulation, Analysis, Design and Applications. CRC Press LLC, Boca Raton, Florida, 2001.
- Wichert T. Influence of power electronics on design of Switched Reluctance Machines. Proceedings of the EPE 2005, Dresden, Germany 2005.
- Усыгин Ю. С.,Чупин С. А., Григорьев М. А., Шишков А. Н., Горожанин М. А., Белоусов Е. В., Бычков А. Е., Журавлев А. М. Основы теории электропривода с синхронной реактивной машиной. 7 Международная конференция по автоматизированному электроприводу. Иваново АЭП — 2012.
- Усыгин Ю. С. Электроприводы и генераторы с синхронной реактивной машиной // Электричество. 2007. № 3.