Электромотоцикл

Смена рациона для коня о двух колесах

Прототипы и экспериментальные модели мотоциклов появились в конце позапрошлого века, эволюционировав в серийно производимое транспортное средство Harley-Davidson First (1903). Но инженеры изначально осознавали преимущества электромоторов. Немудрено, что рекорд скорости на суше до появления реактивной тяги многие годы принадлежал авто с электроприводом.

Массовое же производство подобной техники было невозможно вплоть до 1980-х из-за «ущербности» характеристик аккумуляторов тех времен — они были массивны, крупногабаритны, недостаточно емки и неприемлемо дороги. Новая генерация АКБ позволяет строить самые разнообразные транспортные средства с электроприводом, электромотоциклы в том числе.

Один из первых мотоциклов, еще не электро

Рис. 1. Один из первых мотоциклов, еще не электро

 

Неустойчивость двух точек опоры

Действительно, безопасность двухколесного индивидуального транспорта ниже, чем у четырехколесных аналогов. Отсюда более высокие требования к уровню квалификации мотоциклиста, которые все-таки не гарантировали уровень безопасности как у автомобиля.

Напротив, скромные массогабаритные характеристики, малый расход топлива, высокая маневренность в сочетании с такой же проходимостью и ряд иных преимуществ, ценовая доступность и простота обслуживания, послужили путевкой в жизнь мотоциклам, оснащенных ДВС.

трехколесный мотоцикл

Рис. 2. Концепт-кар трехколесного мотоцикла

Кроме того, наличие коляски повышает устойчивость, а получив третью точку опоры, мотоцикл не перестал быть мотоциклом. Мотоциклетный транспорт массово распространился по миру, став во многих случаях символом субкультурой. Помимо населения, оценившего уникальные возможности мотоцикла, он оказался востребован многими отраслями хозяйства.

Большинство тяжелых и внедорожных исполнений подлежат постановке на воинский учет, и это отнюдь не шутка. Понятно, электромотоциклам такая перспектива не грозит, но, вероятно, ненадолго.

 

Конструкции электромотоциклов

Со стороны современный электрический байк трудно отличить от его бензинового аналога — разницу выдает лишь отсутствие выхлопных труб. Конструкции также сходны, если не принимать во внимание отсутствия трансмиссии у ряда моделей.

И все же конструктивно электромотоцикл гораздо эффективнее. Бензобак со сложным карбюратором и разветвленным топливопроводом заменяется «батарейкой» и «электрическим моторчиком». Последний вариант проще в производстве и, что немаловажно, дешевле первого. То же справедливо в отношении обслуживания и эксплуатации.

Помимо этого, электромотоцикл может вовсе не иметь трансмиссии, когда моторы монтируются непосредственно на колесо. Разумеется, ни о какой коробке передач речь не идет даже в моделях с ременным/цепным приводом. Скорость плавно регулируется контроллером.

Мотор-колесо электромотоцикла

Рис. 3. Мотор-колесо электромотоцикла

Примерно восемь часов, необходимых для заряда АКБ, многие производители (LG, Panasonic, CATL) купируют выпуском специальных зарядных устройств повышенной мощности, способных «заправить» электромотоцикл за час от обычной розетки. Отечественные компании также развивают это направление.

 

Виды электромотоциклов

Относительная новизна объясняет отсутствие устоявшейся и стандартизированной классификации этого сегмента техники. Поэтому каждое предприятие руководствуется собственными стандартами. К примеру, продукция компании ZERO (USA) классифицируется согласно таблице.

Таблица. Классификация электромотоциклов компании ZERO

 

Спортивный

Туристический

Кроссовый

Полная масса, кг

188

187

131

Мощность двигателя, кВт

50

45

33

Максимальная скорость, км/ч

165

158

137

Время разгона до 100 км/ч, с

3,3

5,7

4,0

Емкость аккумулятора, кВт·ч

13

13

7,2

Запас пробега город/шоссе, км

259/130

237/113

146/63

Очевидно электродвигатель в большей мере определяет класс электромотоцикла. Среди наиболее успешных производителей таких моторов присутствуют как иностранные компании, в лице китайских BAFANG и GOLDEN MOTOR или немецкого BOSCH, так и отечественные предприятия, EcoMotoUral, например.

Большинство компаний стремятся занять всю видовую нишу электродвигателей, выпуская самые разнообразные их модификации, включая мотор-колесо, подвесное исполнение и двигатели с фрикционом.

 

Перспективы развития мотоциклетной отрасли

Ожидать тотального отказа от углеводородов (керосин, бензин, дизель) неразумно, или как минимум преждевременно. Но в сегменте транспортных средств личного пользования тенденция к тому существует давно и успешно реализуется по ряду причин, а именно:

  • дороговизна топлива;
  • сложность ремонта и обслуживания;
  • неудобное управление в отличие от плавного электрического;
  • высокий уровень шума;
  • ущерб для экологии.
Мотор-колесо с соосным редутором

Рис. 4. Модель мотор-колеса с соосным редуторомю

В конце концов, нефть на Земле когда-то закончится и купить электромотоцикл будет денисенным выходом для байкера будущего. Поэтому конструкторы продолжают совершенствовать конструкции электродвигателей и параметры аккумуляторов. Отсюда уверенность в том, что электромотоцикл в ближайшей перспективе сменит своего бензинового собрата на улицах и автострадах, оставив ему скромную нишу в специализированных областях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *