Roll2Rail: силовые модули нового поколения для тягового привода — общие требования, рыночный анализ, технологическая дорожная карта и прогнозы. Часть 3. Рыночный анализ и технические требования к транспортным модулям нового поколения
Силовые полупроводниковые приборы: рыночный анализ
Цель данной работы — обзор рынка силовых полупроводников за период до 2020 года с акцентом на силовые приборы, имеющие отношение к железнодорожному транспорту. Сегодня в этом секторе доминируют модули Si IGBT с номинальным током от нескольких сотен до нескольких тысяч ампер и рабочим напряжением в диапазоне 1,7–3,3 кВ. Новые технологии широкозонных полупроводников бросают вызов кремниевым приборам, обещая повышение эффективности и снижение потерь. Поэтому анализ в основном сосредоточен на силовых Si- и SiC-модулях с рабочим напряжением 1,7–6,5 кВ.
Рынок полупроводниковых приборов составил примерно €15 млрд в 2020 году, наибольший рост отмечен для силовых модулей (около €5 млрд, рис. 1).
Анализ показывает, что на рынке доминируют низковольтные приборы (400–900 В), однако этот сектор имеет меньший относительный прирост по сравнению с компонентами с номинальным напряжением выше 900 В (рис. 2). Повышение на 75% в классе напряжения 1,2–1,7 кВ в основном обусловлено развитием фотоэлектрических систем (PV), а также сегмента электромобилей (EV) и гибридных электромобилей (HEV). В диапазоне 2–3,3 кВ рост связан в первую очередь с развитием рынка ветроэнергетики, а также железнодорожных и энергетических систем. Считается, что увеличение мощности ветротурбин дает толчок к разработке преобразователей на основе силовых модулей с напряжением 3,3 кВ. В первую очередь это происходит на китайском рынке, где действуют менее строгие требования к безопасности, и в меньшей степени — в Европе, где переход с приборов 1,7 кВ на 3,3 кВ сопровождается повышением требований к безопасности и увеличением вложений в сервисное обслуживание.
Рост сектора высоковольтных приборов обусловлен развитием систем передачи и распределения энергии (T&D). При производстве энергии в основном используются модули низковольтного или средневольтного диапазона.
Крупнейшие инвестиции поставщиков силовых полупроводников делаются в специализированные транспортные низковольтные IGBT-модули. Средства также инвестируются в разработку высоковольтных приборов, что связано с их высокой прибыльностью.
Рынок Si IGBT
Общий объем рынка кремниевых IGBT составлял около €3,1 млрд в 2014 году, к 2020 году он вырос на 77%, до €5,5 млрд (рис. 3). Относительная доля IGBT в железнодорожных применениях невелика, она снизилась в относительных цифрах с 6% в 2014 году до 4% в 2020 году. Однако в абсолютном выражении показан рост на 22%: с €186 млн в 2014 году до €221 млн в 2020-м. Сектор электро- и гибридомобилей (EV/HEV) остается доминирующим для Si IGBT: он увеличился с €761 млн в 2014 году до €2,6 млрд в 2020-м.
Цепочки поставок IGBT
На рынке присутствуют более десяти поставщиков кремниевых силовых IGBT-модулей. В 2014 году наибольшую долю рынка (26%) занимала компания Mitsubishi Electric, второе место принадлежало Infineon с долей 24%. Приобретение фирмы International Rectifier укрепило позиции Infineon и сделало конкуренцию между двумя лидерами рынка еще более жесткой. В первую семерку поставщиков входят производители силовых модулей, такие как SEMIKRON и Danfoss. Лидеры, имеющие наибольшую долю рынка в 2014 году, представлены на рис. 4 и 5.
Общий объем рынка SiC-приборов оценивался в €118 млн в 2014 году, он вырос до €388 млн к 2020 году. Наибольшее распространение SiC-диоды находят в корректорах коэффициента мощности (PFC), активно расширяется применение карбида кремния в фотоэлектрических (PV) системах (рис. 6). Рынок SiC для железнодорожных применений пока невелик (около €14 млн в 2020-м). На рис. 7 показан рост сектора SiC-приборов в ж/д системах для разных классов напряжения.
Поставщики силовых SiC-приборов
Оценка стоимости модулей SiC MOSFET
На рис. 9 показана эволюция рыночных цен SiC MOSFET, оценка основана на данных по приборам 600 и 1200 В, она экстраполирована на 1700 и 3300 В на основе толщины эпитаксиального слоя, пропорциональной блокирующему напряжению. Рыночная цена SiC MOSFET составляла около 0,4 €/А в 2015/2016 гг., она снизилась примерно на 70% до 0,15 €/А к 2020 году.
Общие требования
Цели и задачи
В данном отчете обозначены требования к усовершенствованному стандартизированному силовому модулю, ориентированному на применение в тяговом приводе. Основной целью европейского проекта R2R является повышение эффективности, надежности и срока службы тяговых железнодорожных преобразователей следующего поколения. Для решения этой задачи необходимо формирование общих требований с целью стандартизации основных параметров нового силового модуля, к которым относятся:
- Габаритные размеры.
- Топология и параметры распределенных (паразитных) элементов.
- Надежность.
- Условия окружающей среды.
Общие предложения по стандартизации и требования к электрическим характеристикам приборов, обеспечивающие будущие инновации и постоянное совершенствование технологий производства, не выработаны до настоящего времени. Задачей является снятие существующих технологических ограничений и реализация перспективных возможностей, в частности внедрение новых полупроводниковых материалов. Результатом исследований должно быть следующее:
- Повышение плотности мощности за счет:
- увеличения стойкости к термоциклированию;
- повышения рабочей температуры;
- уменьшения теплового импеданса;
- увеличения контактной поверхности чипов для полной реализации его нагрузочных характеристик;
- увеличения скорости коммутации за счет снижения паразитных индуктивностей контура.
- Снижение стоимости.
- Совместимость характеристик модулей различных производителей.
- Модульность и масштабируемость.
Технические требования распространяются на полупроводниковые приборы на основе SiC и Si, то есть они относятся как к перспективным, так и к современным силовым модулям.
Максимальные значения
Напряжение изоляции
Напряжение изоляции определяется стандартом IEC 61287-1. Испытательное напряжение на уровне полупроводника должно быть немного выше уровня, используемого при тестах преобразователя. Исходя из этих соображений выбирают минимальные значения Viso_rms (50 Гц, 10 с) для каждого класса напряжений (табл. 1).
VCES, В |
Viso, кВ |
---|---|
1700 |
≥ 3,5 |
3300 |
≥ 5,5 |
4500 |
≥ 8,5 |
6500 |
≥ 9,5 |
Частичный разряд
- Испытание на частичные разряды характеризует потенциальную деградацию изоляционных материалов при воздействии напряжения, поэтому этот тест является ключевым для оценки качества конструктива силового модуля.
- Минимальное требование заключается в том, что в процессе эксплуатации не должно происходить частичных разрядов в изоляции.
- Протокол испытания и профиль тестового сигнала (с уровнем предварительного стресса напряжения и уровнем измерения) даны в IEC 61287-1. Для каждого класса напряжения эти два уровня определены в таблице 2 и на рис. 10.
- Критерий соответствия требованиям — менее 10 пКл (с учетом разрешающей способности испытательного оборудования).
- Тест на частичный разряд выполняется после проверки изоляции (для обнаружения потенциального предварительного повреждения при диэлектрических испытаниях).
VCES, В |
V1 = 1,5 × Um/√2, кВ |
V1 = 1,1 × Um/√2, кВ |
---|---|---|
1700 |
1,8 |
1,3 |
3300 |
3,5 |
2,6 |
4500 |
4,6 |
3,4 |
6500 |
6,9 |
5,1 |
Температура
Температура хранения: диапазон расширен относительно климатического класса TX по стандартам EN 50125-1 и IEC 62498-1 до –50 °C (с учетом требований российского рынка) и +85 °C (с учетом транспортных требований и ситуаций нагрева от солнца в припаркованном транспортном средстве).
Рабочая температура кристалла: Tj — виртуальная температура кристалла по стандарту IEC 60747-9, определяющему, что в мультичиповых модулях она может отличаться от кристалла к кристаллу и не может быть измерена непосредственно, поэтому оценивается с помощью теплового импеданса.
Полупроводник должен обеспечивать безопасную эксплуатацию в заданном диапазоне температур, в том числе и в режиме повторяющейся коммутации.
Минимальное значение Tj_min определяется как минимальная температура окружающей среды по классу ТХ (EN 50125-1 и IEC 62498-1) внутри шкафа. Максимальное значение Tj_max для современных полупроводниковых кремниевых приборов +175 °C.
Конструкция модуля: конфигурация и терминалы
Топология
Новое поколение полупроводниковых модулей должно отличаться очень низкой паразитной индуктивностью силовых цепей, что позволит снизить коммутационные потери и увеличить скорость переключения.
Для силового модуля следующего поколения рассматривается три топологии (рис. 11):
- полумост (фазная стойка);
- чоппер с верхним ключом;
- фазная стойка выпрямителя (Si PiN).
Основная топология — полумостовой модуль (фазная стойка) с низкой внутренней коммутационной индуктивностью и расположением силовых выводов, обеспечивающим простоту и надежность подключения DC-шины. Также планируется выпуск низкоиндуктивного чоппера с ключом в верхнем плече. Потребность в диодном модуле (стойка выпрямителя) предусмотрена только для кремниевых PiN-диодов (не для SiC), поскольку технология карбида кремния в данном случае не дает преимуществ. Перечисленные топологии модулей необходимы для обоих вариантов исполнения (LVM и HVM).
Сигнальные выводы
Схема расположения сигнальных выводов показана на рис. 11, функциональное назначение описано в таблице 3.
Вывод |
Наименование |
LVM |
HVM |
Использование |
---|---|---|---|---|
C1AUX |
Коллектор (сигнальный) |
R |
R |
Мониторинг Vce, детектирование КЗ |
G1, G2 |
Затвор |
Управление затвором |
||
Е1AUX, Е2AUX |
Эмиттер (сигнальный) |
Управление затвором, мониторинг di/dt |
||
Е1(main), C2AUX |
Эмиттер (силовой) / Коллектор (сигнальный) |
Т |
Мониторинг di/dt, мониторинг Vce, детектирование КЗ |
|
Е2(main) |
Эмиттер (силовой) |
Мониторинг di/dt |
||
Т |
Термистор |
Мониторинг температуры |
В дополнение к выводам управления затвором сигнальные клеммы коллектора и эмиттера считаются необходимыми для конструктива LVM и HVM. В низковольтном модуле (LVM) также требуются сенсорные выводы силового эмиттера и терморезистора. Эти клеммы не обязательны в высоковольтном модуле, но они считаются полезными и могут появиться в будущем.
Габаритные и установочные размеры
Основные размеры низковольтного (LVM) и высоковольтного (HVM) модуля показаны на рис. 12a, б, а также в таблице 4.
Размер |
Описание |
LVМ, мм |
НVМ, мм |
---|---|---|---|
А |
Расстояние между осями DC–/DC+ терминалов |
29,5 |
– |
В |
Расстояние между осями DC–/DC+ терминалов |
46 |
44 |
С |
Расстояние между краями DC–/DC+ терминалов |
> 8 |
– |
D |
Расстояние между крепежными отверстиями на базовой плате |
86 |
|
Е |
Расстояние между крепежными отверстиями на базовой плате |
127 |
|
BL |
Длина базовой платы |
140 |
|
BL |
Ширина базовой платы |
100 |
|
t |
Толщина базовой платы |
4–5 |
|
BHD |
Диаметр монтажного отверстия базовой платы |
6,5 |
|
ML |
Длина модуля |
140/144/150 |
144 |
L |
Расстояние между осями DC+/АС– терминалов |
118/112,5/128,5 |
118 |
G |
Пространство для монтажа драйвера |
65/69/75 |
81,5 |
h |
Высота корпуса по сигнальным выводам |
29,5/35 |
36 |
Н |
Высота корпуса по силовым выводам |
38/40 |
40 |
сс |
Расстояние между центрами терминала DC+ |
4,5 |
|
Электрические характеристики
Цель нормирования механических и электрических характеристик состоит не только в стандартизации, но и в обеспечении некоторой степени свободы для внедрения возможных инноваций производителями силовых модулей. Однако паразитная индуктивность является ключевым параметром, который необходимо ограничить, поскольку эта величина непосредственно влияет на параметры схемы и драйвера затвора. Основные распределенные индуктивности модулей показаны на рис. 11а.
Коммутационная индуктивность модуля [C1–E2]
- Динамические характеристики современных модулей (например, 190×140/140×130 мм) ограничены величиной индуктивности в цепи коммутации, наличие которой создает перенапряжение при выключении и, следовательно, требует ограничения скорости коммутации.
- Снижение коммутационной индуктивности является одной из основных задач при разработке нового силового модуля, особенно с применением SiC-приборов.
- Для исполнения LVM максимальное значение распределенной индуктивности установлено на уровне 10 нГн.
- Для исполнения НVM (принимая во внимание низкую скорость приборов с напряжением свыше 3,3 кВ) максимальное значение распределенной индуктивности установлено на уровне 30 нГн.
- Небаланс динамических характеристик из-за асимметрии цепи коммутации между верхним и нижним ключом должен быть минимизирован.
Индуктивность цепи затвора [G1–E1, G2–E2]
- Цепь затвора должна быть низкоиндуктивной, чтобы не вносить искажения в сигнал управления.
- Указать конкретные значения распределенных элементов невозможно, поскольку они зависят от паразитных емкостей чипов. Для предотвращения ложных включений следует подавлять паразитные осцилляции в контуре, образованном индуктивностью затвора и емкостями чипов. Необходимо выполнение условия Rg > 2√LGX/C.
- Индуктивность затвора может играть роль «усилителя тока» во время формирования плато Миллера. Низкие коммутационные потери необязательно достигаются при малой индуктивности затвора.
- Следует минимизировать разницу скоростей коммутаций верхнего и нижнего плеча полумоста, топология силовых цепей должна быть максимально симметричной.
- При использовании параллельных модулей для увеличения тока, цепи управления параллельными ключами должны быть симметричными.
Индуктивность цепи «сигнальный эмиттер — силовой эмиттер» [E1aux–E1main, E2aux–E2main]
- Эта индуктивность используется для измерения и управления скоростью коммутации di/dt. Несмотря на ее вклад в общую индуктивность модуля, которую необходимо минимизировать, она должна иметь некоторую величину, чтобы сформировать сигнал обратной связи с разумной амплитудой для работы схемы управления.
- Для исполнения LVM минимальное значение индуктивности — 2 нГн.
- Для исполнения НVM (принимая во внимание низкую скорость приборов с напряжением свыше 3,3 кВ) минимальное значение индуктивности — 4 нГн.
- Указанные величины должны быть одинаковыми для верхнего и нижнего плеча полумоста.
Условия окружающей среды, материалы
По сравнению со стандартными промышленными применениями тяговые приводы работают в гораздо более жестких условиях окружающей среды, которые характеризуются следующими факторами:
- очень высокие или очень низкие температуры окружающей среды;
- высокий уровень влажности;
- образование конденсата;
- высокие вибрационные воздействия.
Используемые в настоящее время спецификации и стандарты ориентированы в основном на условия окружающей среды, в которых эксплуатируется транспортное средство, но они не учитывают влияние внешних условий на микроклимат в корпусе конвертера. Для надежной работы полупроводниковых элементов знание этих особенностей внутреннего климата является ключом к надежной работе всего преобразователя.
На рис. 13 продемонстрирован принцип трансформации условий внешней среды во внутренний микроклимат. Соответствующие климатические спецификации для полупроводникового модуля должны предусматривать требования к трем базовым интерфейсам и определенным зонам, показанным на рисунке. На первом этапе определяются статические климатические параметры на основе существующих стандартов, например IEC 60721-3-5, EN 50125-1 и IEC 62498-1, используемых в качестве шаблона, включающего соответствующие требования для трех определенных интерфейсов. Эту спецификацию планируется использовать для стандартизации полупроводников.
На втором этапе подготовки спецификации условия внешней среды преобразуются в более конкретные требования к параметрам внутреннего микроклимата. Выработка такой спецификации является одной из задач проекта Roll2Rail.
Кроме того, жесткость условий окружающей среды для тягового привода определяется наличием:
- химически активных веществ;
- загрязняющих жидкостей;
- механически активных веществ.
Химические воздействия определяются в IEC 60721-3-5 (класс 5C2), за исключением «условий соляного тумана» и «условий твердой соли и соленой воды». Для классификации загрязняющих жидкостей класс 5F1 стандарта IEC 60721-3-5 должен быть расширен на:
- чистящие жидкости: изопропанол и этанол;
- охлаждающую жидкость: этиленгликоль;
- термопасту.
Механически активные вещества рассматриваются в соответствии с классом 5S2, а биологические условия — в соответствии с классом 5B1 (стандарт IEC 60721-3-5).
Термоциклирование, срок службы
Термоциклирование
Срок службы IGBT в тяговых применениях ограничен стойкостью конструктива модуля к воздействию термоциклов. Поскольку будущие поколения полупроводников должны работать при более высоких температурах, тепловые стрессы, определяющие срок службы, также возрастут. Поэтому необходимо, чтобы модули следующего поколения не только имели высокую стойкость к циклическим изменениям нагрузки в заданных условиях эксплуатации, но и сохраняли эту способность при увеличении тепловых нагрузок. Оценка стойкости к термоциклированию при воздействии «активных» (DTj) и «пассивных» градиентов (DTc) изменения температуры производится следующим образом:
- Рассчитываются возможности имеющегося конструктива для определенных условий эксплуатации («современное состояние»).
- Для адаптации к повышенным нагрузкам требования увеличиваются примерно на 25%.
- Кривая термоциклирования сдвигается для получения аналогичной циклической способности при более высоких тепловых стрессах.
- Смещенная кривая используется для расчета требуемой стойкости к термоциклированию при заданном температурном градиенте → базовый уровень (Baseline Nf (5%), рис. 14).
Расчетные параметры
Требования по активному и пассивному термоциклированию (см. выше) задаются с помощью ряда условий (для полупроводников с номинальной рабочей температурой +150 и +175 °С соответственно), которые определяются следующим образом:
- Tjmax +135 °C (+155 °C) — +15 °C — запас для полупроводниковых приборов с рабочей температурой +150 °C, +20 °C — запас для полупроводниковых приборов с рабочей температурой +175 °C;
- DTj 80K (100K) — предполагается, что система охлаждения стабилизируется на уровне +55 °C в периоды охлаждения (остановка станции);
- tON (кристалл) 20 с — примерная длительность периода нагрева (ускоренные испытания);
- Tcmax +120 °C (+135 °C) — примерная температура корпуса для величины Tj, указанной выше;
- DTc 65K (80K) — предполагается, что система охлаждения стабилизируется на уровне +55°C в периоды охлаждения (остановка станции);
- tON (корпус) 30 с — предполагается, что тепловая инерция корпуса модуля выше, чем у кристалла.
Срок службы
Ожидаемый срок службы силового полупроводникового модуля в железнодорожных системах может составлять 35 лет и более. Причем, как правило, без какого-либо технического обслуживания. Если ресурс электронного модуля меньше, чем срок службы оборудования, то производитель должен подготовить замену, совместимую по конструктиву, способу подключения и функциональному назначению.
Квалификационные испытания
Силовые полупроводниковые приборы для железнодорожных применений испытываются и квалифицируются в соответствии со стандартом IEC 60747-15. Недавнее обнаружение эффекта деградации и отказов силовых полупроводниковых модулей, вызванных влажностью, указало на необходимость модификации или разработки новых квалификационных испытаний для подобных систем. Новые и дополнительные тесты могут потребоваться и для силовых SiC-приборов, что также является темой для рассмотрения в рамках программы Roll2Rail.
Заключение
В течение ближайших лет силовые IGBT-модули останутся основной «рабочей лошадкой» для применения в железнодорожных системах. Технология IGBT рассматривается как достаточно зрелая, и в ближайшем будущем не ожидается кардинальных изменений показателей плотности мощности и частоты коммутации. Однако недавнее появление модулей IGBT 7-го поколения показало, что потенциал кремниевых ключей далеко не исчерпан и по соотношению технических и коммерческих показателей они способны конкурировать с широкозонными полупроводниками. Ожидается также, что внедрение новых IGBT с обратной проводимостью (RC-IGBT) позволит снизить потери проводимости примерно на 25% по сравнению с нынешним поколением Trench IGBT. Отметим, что для полной реализации преимуществ RC-IGBT требуются гораздо более сложные схемы управления затвором.
Использование технологии карбида кремния в мощных тяговых приводах может обеспечить значительное снижение потерь по сравнению с Si IGBT. Но для этого необходимо решить проблемы с надежностью, обеспечить долговременную стабильность параметров и коммерческую привлекательность SiC MOSFET. Карбидокремниевые силовые модули с номинальными характеристиками, пригодными для применения на железнодорожном транспорте, пока не представлены на рынке. Коммерчески доступная технология 1200 В SiC MOSFET может быть расширена на более высокие классы напряжения, но сроки разработки модулей требуемой мощности с напряжением 1700 и 3300 В в значительной степени зависят от уровня инвестиций.
Железнодорожное тяговое оборудование обычно рассчитывается на срок службы 30–40 лет, соответственно, запасные части должны быть доступны в течение этого времени. Поэтому тема физического и морального старения силовых полупроводниковых приборов нуждается в дальнейшем изучении как производителями элементной базы, так и разработчиками оборудования для железной дороги.
Доля силовых полупроводниковых приборов на рынке железнодорожных систем составляет 4–6%, то есть достаточно мала в сравнении с другими областями применения. Например, этот же сектор в отношении электромобилей (EV/HEV), по прогнозам, в ближайшие годы превысит 50%. Так или иначе объем рынка IGBT в ж/д приводах составляет сейчас около €30 млн.
Крупнейшие инвестиции производителей силовых приборов в настоящее время направлены на разработку специализированных модулей для автомобильных приводов. Тем не менее применение полупроводниковых ключей в железнодорожных системах дает более высокую прибыль, что становится хорошей мотивацией для инвестирования в данный сектор экономики. В результате на рынке уже появились и будут разрабатываться новые, усовершенствованные силовые ключи, ориентированные на применение в ж/д приводе. Один из наглядных примеров — новый полумостовой модуль SEMITRANS 20 в конструктиве LDV, разработанный компанией SEMIKRON. Аналогичные компоненты анонсированы и другими производителями под торговыми марками LinPak, LV100/HV100, nHPD2, XHP.