Ультраконденсаторы бросают вызов батареям
Конденсаторы, чья участь до сих пор ограничивалась лишь способностью запасать пригоршню электрической энергии, что делало их незаменимыми для успешной работы электрических цепей в самых разнообразных устройствах и приборах — от персонального компьютера до СВЧ-печей, мобильных телефонов и телевизоров, сейчас завоевывают новую область — аккумулирование энергии. В течение почти двух столетий аккумуляторные батареи считались естественным выбором для хранения сколько-нибудь полезного количества энергии, а сегодня высококачественные конденсаторы, известные как ультраконденсаторы, приготовились бросить им вызов.
«В автомобилях на топливных элементах ультраконденсаторы продемонстрировали лучшие рекуперативные свойства, чем батареи, они заметно легче, долговечнее и экологичнее при производстве и утилизации», — сказал Пьер Ривар (Pierre Rivard), президент и исполнительный директор компании Hydrogenics of Mississauga (Онтарио), занимающейся производством экологически чистой электроэнергии, в основном топливных элементов. Рассматривая и другие применения помимо автотранспорта, он продолжил: «В сочетании с топливными элементами в транспортных средствах, движущихся с частыми остановками, например автопогрузчиках, ультраконденсаторы обеспечивают высокую пиковую мощность при подъеме груза и разгоне и рекуперацию при торможении; в резервных источниках питания (от госпиталей до офисных зданий, заводов и домов) они обеспечивают переходную мощность с нулевым временем готовности. Во многих случаях такие устройства обслуживают пиковые нагрузки, что позволяет оптимизировать размеры и минимизировать цену наших масштабируемых топливных элементов».
Компания Honda (Honda Motor Company) применяет ультраконденсаторы в своих гибридных автомобилях на топливных элементах FCX; несколько тестовых моделей уже можно увидеть на дорогах Калифорнии. По словам представителя Honda, «используя ультраконденсаторы, мы смогли повысить КПД и приемистость машины по сравнению с конкурентами, которые разрабатывают гибридные автомобили с батареями и топливными элементами».
В феврале 2004 года компания Maxwell Technologies (Сан-Диего, Калифорния) объявила о подписании контракта на поставку изделий, предназначенных для 27 гибридных дизельно-электрических автобусов, строящихся для Long Beach Transit (Лонг-Бич, Калифорния), а также о новом поколении устройств с увеличенной в 10 раз энергоемкостью.
Старший брат батареи
С момента изобретения в 1745 году конденсаторы — в виде стеклянной банки, наполненной жидкостью и обернутой фольгой, — проделали долгий путь. По мере совершенствования технологии, поколение за поколением, они превращались из лабораторной диковинки в важный лабораторный инструмент, а в XX веке стали ключевым компонентом электрических цепей. Базовый принцип, на котором основана работа конденсатора, — накопление энергии: положительный заряд собирается на одной обкладке, а отрицательный — на другой, расположенной рядом, но электрически отделенной от первой. Конденсаторы запасают электрическую энергию в статической форме для последующего использования.
Три главных фактора определяют, сколько именно энергии может запасти конденсатор: площадь поверхности электродов, расстояние между ними и электрические свойства изолирующего слоя, разделяющего электроды. История конденсаторов написана многими учеными, которые открыли принципы работы конденсаторов и повышали их энергоемкость за счет увеличения площади поверхности электродов, уменьшения расстояния между ними и улучшения свойств изолирующего слоя.
Физика электричества развивалась параллельно с улучшениями в конструкции оригинального накопителя, вскоре названного лейденской банкой (по имени города, где он был изобретен). Самое раннее и важное техническое усовершенствование — замена жидкого электрода слоем фольги, нанесенной на банку. Другие важные усовершенствования включали замену стеклянной банки на стеклянную пластину, которая, в свою очередь, уступила место более тонким и пластичным материалам. Одновременно все более тонкими становились и электроды.
Все это привело к созданию конденсаторов со спиральной намоткой, изобретенных в 1926 году Робертом Спрэгом (Robert Sprague). Для изготовления таких конденсаторов Спрэг просто смотал вместе пару лент из проводящей фольги (электродов), разделенных изолирующими лентами из бумаги (диэлектрика).
В начале 1980-х были разработаны пленочные конденсаторы для применения в бытовой электронике, автоэлектрике и электрических аппаратах. Такие приборы, названные многослойными конденсаторами с полимерным диэлектриком, представляют собой пакет из тысяч проводящих пластин, разделенных диэлектриком. Как цилиндрические (намотанные) конденсаторы, так и многослойные полимерные конденсаторы — это образцы электростатических конденсаторов, выполненных на основе исходной концепции двух физически разнесенных электродов, разделенных специальным слоем диэлектрика В настоящее время электростатические конденсаторы широко используются практически в любом электронном устройстве — от бытовой техники и игрушек до печатных плат в компьютерах или спутниковой аппаратуре. Обычно такие конденсаторы представляют собой крошечные керамические кирпичики, крепящиеся непосредственно к проводникам печатной платы. Способность накапливать небольшое количество электричества и быстро отдавать его делает их, наряду с транзисторами и резисторами, незаменимыми компонентами различных электронных схем.
Ахиллесова пята конденсаторов
Разумеется, способность лейденской банки отдавать всю запасенную энергию мгновенно заставила ученых искать технологию, которая позволила бы делать это непрерывно. Такую технологию — технологию батареи — изобрел в 1800 году итальянский физик Алессанд-ро Вольта.
Когда Вольта и многие другие ученые улучшили характеристики батареи, она быстро вытеснила лейденскую банку и ее «потомков». Почти 200 лет батарея царила как предпочтительная технология хранения электроэнергии. Батарея не запасала отдельные заряды; вместо этого электрическая энергия накапливалась в ней в виде химических изменений в электродах. Благодаря химическим изменениям батарея может запасать значительные количества электрической энергии и отдавать ее в виде длительного неизменного тока. Недостатком является то, что сколь медленно батарея набирает заряд, столь же медленно она и отдает его.
По пути усовершенствования
Электролитические конденсаторы были изобретены в 1930 году. Проявив оригинальность мышления, ученые и инженеры предложили новый способ изготовления конденсаторов, имеющий три основных отличия:
- увеличенная площадь поверхности: поверхность одного из электродов, сделанного из алюминия, протравливалась в кислоте, что делало ее шероховатой и пористой и тем самым увеличивало площадь, на которой мог накапливаться электрический заряд;
- резко уменьшенная толщина диэлектрика: поверхность электрода после травления окисляется и покрывается изолирующим слоем оксида алюминия, разделяющим положительные и отрицательные заряды;
- жидкий (в действительности пастообразный) электрод из электролита: шероховатая оксидированная поверхность алюминиевого электрода погружается в электролит — раствор, молекулы которого легко диссоциируют на ионы. Фактически электролит становится продолжением второго электрода — корпуса, в который заключен конденсатор. Хотя электролитический конденсатор выглядит иначе, чем электростатический, он обладает всеми характеристиками электростатического прибора: в нем имеется проводящий электрод, отделенный от второго проводящего электрода тонким слоем диэлектрика. Ключевым словом здесь является «тонкий». В электростатическом конденсаторе изолятором может служить тонкая пластина стекла или керамики, слой вощеной бумаги или пластинка слюды. Однако по мере утоньшения материал вскоре достигает предела— толщины порядка 0,1 мм (10–3 м), определяемой его собственной хрупкостью и электрической прочностью (способностью выдерживать напряжение).
По сравнению с этим в электролитических конденсаторах толщина изолирующего диэлектрика за счет выращивания тонкой пленки оксида алюминия (Al2O3) по всему микрорельефу протравленного электрода резко снижена. В результате получается слой изоляции толщиной в несколько микрон, так что заряды противоположного знака разнесены на расстояние, не превышающее микрона (10–6 м). В электролитических конденсаторах протравленная и оксидированная металлическая фольга служит и электродом, и изолирующим слоем.
Вторым электродом в конденсаторе является сам корпус и находящийся в контакте с ним органический электролит. Он пропитывает материал сепаратора (находящийся между стенкой корпуса и электродом из фольги) и смачивает свернутую в рулон протравленную металлическую фольгу. Такой проводящий электролит состоит из пасты, получаемой при растворении и реакции борной кислоты в гликоле, плотной жидкости, применяемой в антифризах. Большое отношение площади поверхности (поверхности протравленной фольги) к малому расстоянию, разделяющему заряды (толщина слоя оксида алюминия), определяет способность электролитических конденсаторов запасать намного большее количество электричества, чем электростатические конденсаторы того же размера.
Даешь ультра!
Ультраконденсаторы — это следующий виток инновационного развития электролитических конденсаторов. Расстояние, разделяющее заряды в ультраконденсаторах (в технике более известных как электролитические конденсаторы с двойным слоем), было уменьшено буквально до размеров самого иона электролита. Теперь заряды разнесены не на миллиметры или микроны, а лишь на несколько нанометров. В трех наших примерах — электростатические конденсаторы, электролитические и ультраконденсаторы — на каждом этапе расстояние сокращалось на три порядка, от миллиметров (10–3 м) к микронам (10–6 м) и затем к нанометрам (10–9 м).
Сочетание сверхмалого расстояния и сравнительно большой площади поверхности в ультраконденсаторах приводит к тому, что отношение площадь поверхности/изолирующий промежуток достигает в них потрясающих величин: порядка 1012. Фактически именно такое соотношение делает эти конденсаторы «ультра». Способность хранить противоположные электрические заряды в статическом равновесии на молекулярных расстояниях — их ключевая особенность.
Вверх, вниз и повсюду
Для того чтобы с цифрами в руках оценить тенденции изменения характеристик конденсаторов, придется ввести некоторые термины: «емкость» и «фарад». Емкость характеризует уникальную способность конденсаторов накапливать электрическую энергию (которая отличается от электрохимической энергии, накапливаемой в аккумуляторной батарее). Фарад — единица измерения электрической емкости. Емкость современных ультраконденсаторов находится в диапазоне до 2700 фарад, тогда как все семейство обычных конденсаторов выпускается на емкости в диапазонах до микрофарад (10–6 фарад), нанофарад (10–9 фарад) и даже пикофарад (10–12 фарад).
Недавно трудоемкий процесс изготовления ультраконденсаторов был заменен автоматизированным, что привело к существенному уменьшению их цены. Например, в середине 1980-х годов цена ультраконденсатора емкостью 470 Ф и на напряжение 2,3 В составляла примерно $2 за один фарад. Сегодня тот же ультраконденсатор стоил бы в двадцать раз дешевле (лишь несколько десятков центов за фарад), и эта цена по мере замены ручных операций автоматическим процессом продолжает быстро снижаться. По сообщениям информированных источников, когда цена на ультраконденсаторы упадет еще в 20 раз (до уровня ниже 0,5 цента за фарад), эти компоненты начнут использовать на массовом автомобильном рынке.
Сейчас ученые заняты интенсивными исследованиями ультраконденсаторов, предельно повышая их емкость и понижая цену. В октябре 2003 года было объявлено о выпуске улучшенных ультраконденсаторов, названных конденсаторами на нанозатворах, или наноуглеродными конденсаторами. Плотность энергии в этих новых компонентах составляет 50-75 ватт/часов на килограмм, что более чем в 10 раз превышает характеристики существующих ультраконденсаторов. В них применяется два угольных электрода, изготовленных из нового запатентованного материала, уникальным свойством которого является высокая пористость и способность задерживать ионы.
Как превратить конденсатор в ультраконденсатор
Итак, передний край исследований ученых — это возможность использования углеродных нанотрубок в качестве материала для электродов ультраконденсаторов. Важность углеродных нанотрубок связана с однородностью их наноскопических пор (их диаметр равен примерно 0,8 нм), что теоретически позволит им запасать намного больше электрического заряда, чем конденсаторам с нано-затворами, если только удастся собрать нано-трубки в макроскопические блоки.
Ультраконденсаторы похожи на батареи — в них тоже имеются два электрода, погруженные в проводящую ток жидкость, электролит. Приложение к выводам ультраконденсаторов разности потенциалов (напряжения) поляризует электролит, таким образом, примерно половина молекул электролита отдает электрон другой половине. В результате положительно и отрицательно заряженные ионы мигрируют в приложенном электрическом поле к одному из электродов. Здесь, хотя они и образуют заряженный слой на поверхности, а электрод имеет противоположный знак, обмена электронами через поверхность электрода не происходит благодаря его электрохимическим свойствам. Пористый сепаратор предотвращает контакт между двумя электродами.
Несмотря на то что электроды выглядят как сплошной слой легкого углерода, в нано-масштабе он предстает как разветвленный лабиринт соединенных друг с другом пещер практически одинакового размера, стенки которых становятся заряженными, когда к электродам прикладывается напряжение.
Физическая модель электронов в зоне проводимости металла объясняет, что происходит в углероде при приложении напряжения. Вся внутренняя поверхность каждого электрода становится границей энергетической зоны. Например, сразу под поверхностью отрицательно заряженного электрода находится зона проводимости, занятая множеством движущихся электронов, которым не достает энергии, чтобы оторваться от поверхности. В аналогичной зоне на положительном электроде «дырки», или электронные вакансии, перемещаются под поверхностью, но не могут оторваться от нее наружу.
Когда положительно заряженные ионы электролита создают слой на поверхности отрицательного электрода, они образуют пары с находящимися под поверхностью электронами. Так оба слоя разнесенных частиц образуют конденсатор, хранящий статический заряд. Аналогично, на положительном электроде возникают пары с отрицательными ионами, образуя второй двойной электрический слой, который тоже является конденсатором. Электрохимики и инженеры описывают данный принцип работы как конденсаторы с двойным электронным слоем.
Для каждого из двух электрохимических двойных слоев отрицательный и положительный заряды разнесены на расстояние, равное половине диаметра иона электролита. Такое расстояние молекулярного масштаба в сочетании с гигантской площадью электрода из активированного угля обеспечивает ультраконденсаторам огромную электрическую емкость.
Сегодня ведущим изготовителем ультраконденсаторов является компания Maxwell Technologies, выпускающая углеродно-углеродные, или симметричные, ультраконденсаторы. Это означает, что конструкция обоих электродов идентична. Последнее достижение компании — выпуск модели ультраконденсатора MC2600, обеспечивающей наилучший показатель запаса энергии на массу изделия, равный 4100 Вт/кг (рис. 1). Конденсатор рассчитан на напряжение 2,7 В и максимальный ток до нескольких килоампер. Следует также отметить долгий срок службы данного конденсатора — до 1 млн циклов зарядки/разрядки (рис. 2).
Применение ультраконденсаторов
Ультраконденсаторы нашли применение в автоэлектрике и бытовой технике как компоненты, способные запасать энергию. В бытовой технике интерес к ультраконденсаторам связан с возможностью замены ими аккумуляторов, используемых для нейтрализации кратковременных провалов напряжения в сети. Ультраконденсаторы применяются также в источниках бесперебойного питания, предназначенных для критичных случаев, — например в больницах, банковских центрах, авиадиспетчерских, передатчиках сотовой связи. Для таких потребителей сборка ультраконденсаторов может обеспечить непрерывную отдачу мощности в течение короткого (несколько секунд), но критически важного промежутка времени между отключением сети и запуском местного дизель-генератора.
По-видимому, ультраконденсаторы как компоненты систем питания найдут самое широкое применение в гибридных автомобилях на топливных элементах. Как уже упоминалось, несколько таких машин сейчас изготавливается компанией Honda Motor Company, а также Toyota, General Motors и другими. В дальнейшем гибридные автомобили будут сданы в лизинг муниципальным властям городов США и других стран. Характеристики топливных элементов и ультраконденсаторов в весьма высокой степени дополняют друг друга, особенно для машин, движущихся с частыми остановками. Топливные элементы обеспечивают энергию, необходимую для равномерного движения, однако она недостаточна для старта и разгона. Ультраконденсаторы отлично обеспечивают именно такие кратковременные пики мощности, а также запасают энергию, выделяющуюся при рекуперативном торможении.