Инфраструктура для электромобилей

Инфраструктура для электромобилей: электрические зарядные станции

№ 5’2021
PDF версия
В статье представлен общий обзор электрических зарядных станций (ЭЗС) для электромобилей и состояния рынка электромобилей и ЭЗС. Выполнена классификация различных видов и типов электрических зарядных станций с описанием ключевых отличий.

Введение

В последнее десятилетие электрические автомобили завоевывают все бóльшую популярность во всем мире. Потенциальные пользователи перестают воспринимать электрический и гибридный транспорт как малопригодное к повседневной эксплуатации средство передвижения и рассматривают его как достойную альтернативу классическим автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Согласно различным прогнозам, к 2030 году в мире будет насчитываться порядка 120 млн электрических и гибридных автомобилей на дорогах, при этом в некоторых странах доля продаж электромобилей достигнет 30%, а общий спрос на энергию для зарядки электрических автомобилей у основных стран — лидеров рынка (в Китае, Европе и США) сможет вырасти примерно с 20 млрд до 280 млрд кВт·ч [1]. В России, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2021 года зарегистрировано 10 836 электромобилей. Несмотря на то что в абсолютном выражении в сравнении с обычными автомобилями эта цифра кажется совершенно незначительной, следует отметить тенденцию: за 2020 год количество электрических автомобилей выросло на 71%. Вместе с увеличением продаж электрических и гибридных автомобилей во всем мире растет и потребность в соответствующей инфраструктуре и, прежде всего, в электрических зарядных станциях (ЭЗС). За период 2014–2020 годов в странах Евросоюза (ЕС) и Великобритании количество публичных ЭЗС разных типов выросло с 34 000 до 250 000 станций, из них 35 000 станций поддерживают зарядку по постоянному току (DC). Согласно принятой в 2020 году Европейской комиссией стратегии устойчивой и интеллектуальной мобильности (Sustainable and Smart Mobility Strategy), в рамках которой требуется достигнуть сокращения выбросов парниковых газов, создаваемых транспортом, на 90%, планируется установить порядка 3 млн публичных ЭЗС к 2030 году [2]. В России ситуация с покрытием потребности в ЭЗС выглядит несколько хуже. Согласно данным с сайта plugshare.com, за третий квартал 2021 года количество ЭЗС по всей России, поддерживающих DC-зарядку, не превышает 170 единиц. При этом правительство Российской Федерации в лице Министерства экономического развития планирует создать к 2030 году зарядную инфраструктуру для электрического транспорта (ЭТ), в рамках которой будет установлено порядка 14 000 зарядных станций с поддержкой DC-зарядки [3].

 

Виды зарядки электроавтомобилей

Согласно стандарту Международной электротехнической комиссии IEC 61851-1, в зависимости от вида электрического тока, которым заряжается электрический автомобиль (переменный или постоянный), и способа физического соединения ЭТ с сетью питания процесс зарядки электромобиля подразделяют на несколько видов:

  • Зарядка вида 1 (Mode 1): соединение ЭТ с сетью питания переменного тока происходит с использованием штепсельной розетки (в том числе и бытовой) на стороне сети питания и силового кабеля. В этом случае обеспечивается сила зарядного тока не более 16 А и переменное напряжение не более 250 В (однофазное) или 480 В (трехфазное). Управление процессом зарядки реализуется самим ЭТ.
  • Зарядка вида 2 (Mode 2): данный вид аналогичен зарядке вида 1 с тем отличием, что непосредственно в силовой кабель вмонтировано устройство, обеспечивающее управление процессом зарядки и системой персональной защиты от поражения электрическим током. Благодаря этому допускается зарядка переменным током силой до 32 А.
  • Зарядка вида 3 (Mode 3): зарядка обеспечивается специальным электротехническим устройством — оборудованием источника питания ЭТ (electric vehicle supply equipment). Электрический автомобиль подключается при помощи силового кабеля к оборудованию источника питания ЭТ (ОИПЭТ), которое в свою очередь подключено к сети питания переменного тока, управляет процессом зарядки и обеспечивает защиту от поражения электрическим током. Зарядка вида 3, как и зарядка вида 2, обладает бюджетом мощности до 22 кВт.
  • Зарядка вида 4 (Mode 4): зарядка ЭТ происходит от ОИПЭТ, отвечающего за управление и безопасность процесса. Ключевое отличие в том, что во всех предыдущих способах для преобразования переменного тока в постоянный ток (которым происходит подзарядка аккумуляторной батареи электромобиля) всегда использовался выпрямитель, установленный внутри электрического автомобиля, в то время как зарядка вида 4 использует внебортовой выпрямитель, установленный в корпус ОИПЭТ. Данное решение позволяет значительно увеличить мощность процесса заряда и сократить время зарядки электромобилей. Некоторые стандарты, описывающие процессы заряда с использованием зарядки вида 4, способны обеспечить бюджет мощности до 350 кВт. Зачастую под термином «электрическая зарядная станция» подразумевают именно ОИПЭТ, поддерживающее зарядку вида 4 и (или) зарядку вида 3.
Виды зарядки

Рис. 1. Виды зарядки

Еще одним важным классификатором для зарядных станций является способ физического подключения электромобиля к ОИПЭТ или сети переменного тока. В зависимости от типа подсоединения ЭТ с применением кабелей и вилок стандарт IEC 61851-1 определяет несколько случаев:

  • Случай «А» (Case A): подсоединение электрического автомобиля к сети переменного тока происходит при помощи кабеля питания и вилки, постоянно прикрепленных к ЭТ. Применим для зарядки вида 1.
  • Случай «B» (Case B): подсоединение ЭТ к сети переменного тока происходит с помощью кабельной сборки, которая не имеет постоянного прикрепления ни к электротранспорту, ни к сети переменного тока. Данный способ подразделяют на два дополнительных случая: случай «B1» предусматривает подсоединение ЭТ к настенной розетке и применяется для зарядки вида 1 и вида 2; случай «B2» предусматривает соединение со специализированной зарядной станцией и применяется для зарядки вида 3.
  • Случай «С» (Case C): электрический автомобиль подсоединяется к сети переменного тока при помощи кабеля питания и переносной розетки, постоянно прикрепленных к ОИПЭТ. Зарядка вида 4 допускается только в данном случае.

 

Зарядные системы

Зарядка электрического автомобиля — это сложный многоэтапный процесс, в основе которого лежит множество различных международных стандартов. Основные регионы, лидирующие на рынке электрического автотранспорта, как правило, имеют собственный набор стандартов, описывающий требования к аппаратной и технической составляющей процесса зарядки. Это привело к ситуации, когда на рынке электротранспорта и соответствующей инфраструктуры одновременно существуют несколько систем зарядок с различными техническими и аппаратными характеристиками, напрямую несовместимыми между собой.

Одним из основных и наиболее явных различий между зарядными системами является конфигурация вилки и штепсельной розетки для подключения ЭТ к ОИПЭТ. Наиболее простые и распространенные системы зарядки используют соединители транспортного средства конфигурации типа 1 (Type 1) и типа 2 (Type 2) [4]. Оба варианта предназначены для зарядки переменным током вида 2 и вида 3 в случаях «B» и «С». Конфигурация типа 1 получила наибольшее распространение в США и Азии, в то время как тип 2 используется в Европе. Данные типы относят к так называемым медленным зарядкам — полная зарядка электромобиля может занимать 8–12 ч. В зарядке типа 1 реализовано однофазное подключение переменного тока к ЭТ, в зарядке типа 2 — трехфазное.

Следующим этапом развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры стало появление систем зарядки постоянным током. Данные системы обобщенно принято называть быстрыми зарядками. Как и в случае с медленными зарядками, на рынке присутствует несколько региональных систем. В Китае получила широкое распространение система GB/T, в Японии выпускаются электрокары с поддержкой системы CHAdeMO, в США небезызвестная Tesla разработала и внедряет собственную проприетарную технологию Tesla Supercharger. Европа пошла по пути глобальной унификации и внедряет систему быстрой зарядки CCS (Combined Charging System), основная идея которой — унификация разъемов для подключения ЭТ к ОИПЭТ. Система CCS позволяет, с одной стороны, подзаряжать электромобили без переходников от уже существующих конфигураций типа 1 и типа 2, с другой — внедрить технологию зарядки постоянным током. Говоря об унификации зарядных систем, нельзя не упомянуть о японо-китайском проекте под рабочим названием ChaoJi (с кит. — «супер»). Целью данного проекта является унификация к 2030 году всех зарядных систем постоянного тока, существующих на сегодня, в единый глобальный стандарт. В апреле 2021 года была выпущена спецификация системы CHAdeMO 3.0 (ChaoJi type2), которая по своей сути является унификацией японской системы CHAdeMO с китайской GB/T [5] (рис. 2).

Зарядные системы

Рис. 2. Зарядные системы

Подытоживая все сказанное выше, можно выделить несколько видов зарядных станций и способов зарядки ЭТ, существующих на сегодня.

  • Зарядка ЭТ при помощи кабеля и бытовой розетки — представляет собой зарядку вида 1 (случай «А» или «B1») и вида 2 (случай «B1») — самый медленный способ зарядки. Для зарядки требуется только кабель из комплекта поставки ЭТ и бытовая розетка.
  • Зарядные станции для частного применения (зарядка вида 3, случай «B2» и случай «С») — обычно это небольшие настенные устройства: автовладелец может установить себе такую станцию на стену гаража или дома. Устройства применимы для машин с конфигурацией соединителей типа 1 и типа 2. Мощность зарядки (и соответственно длительность процесса зарядки ЭТ) будет ограничена бытовой электрической сетью.
  • Публичные зарядные станции переменного тока (зарядка вида 3) — наиболее распространенный вид публичных зарядных станций. Представляют собой небольшие стойки или колонки, установленные в публичных местах (парковки и стоянки для автотранспорта), с возможностью подключения ЭТ с поддержкой случаев «B2» и «С». Станции применимы для машин с конфигурацией соединителей типа 1 и типа 2. Максимальный предоставляемый бюджет мощности — 22 кВт.
  • Публичные зарядные станции постоянного тока (зарядка вида 4) — быстрые электрические зарядные станции. Для подключения электромобиля к станции применяются случаи «B2» и «С». Большинство подобных станций визуально похоже на привычные топливно-заправочные колонки АЗС. Поддерживают весь спектр зарядных систем: CCS, CHAdeMO, GB/T, тип1, тип 2. Конфигурация поддерживаемых систем конкретной зарядной станцией определяется производителем и/или заказчиком станции и может быть любой.

 

Заключение

Ретроспективный взгляд показывает, что развитие и внедрение электротранспорта в нашу повседневную жизнь происходит с постоянно нарастающим темпом, а следом развивается и соответствующая инфраструктура. Можно с уверенностью сказать, что рассмотренные типы, виды и системы зарядки продолжат эволюционировать в различных направлениях, что неизбежно приведет к появлению новых систем и стандартов.

Литература
  1. Engel H., Hensley R., Knupfer S., Sahdev S. Charging ahead: Electric-vehicle infrastructure demand. McKinsey & Company, 2018.
  2. Special Report. Infrastructure for charging electric vehicles: more charging stations but uneven deployment makes travel across the EU complicated. EUROPEAN COURT OF AUDITORS. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2021.
  3. Инициатива (Проект) «Высоко­автоматизированный электротранспорт в городах». Министерство экономического развития Российской Федерации, 2021.
  4. Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets — Conductive charging of electric vehicles — Part 2: Dimensional compatibility and interchangeability requirements for a.c. pin and contact-tube accessories. IEC 62196-2. Geneva, International Electrotechnical Commission, 2016.
  5. Specification of DC EV Supply Equipment for Electric Vehicles. CHAdeMO 3.0 (ChaoJi type 2). CHAdeMO Association, 2021.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *