Электроквадроцикл: дорогая игрушка или эффективный помощник
Это были настоящие, пусть и слегка примитивные, квадроциклы, но с закрытой кабиной, автомобильным рулем и прочими атрибутами, ставившими их в один ряд с полноценными, в то время дефицитными легковушками. Стремление же повысить устойчивость мототехники спровоцировало безальтернативный рост количества точек опоры до оптимальных четырех.
Электричество против традиционной горючки
Тенденция перевода всех видов транспорта на электротягу (особенно в последнее десятилетие) вывела электроквадроциклы в разряд востребованной гражданским сектором техники. Военные же едва ли откажутся от преимуществ ДВС в ближайшей перспективе (рис. 1), хотя для тыловых нужд этот вид транспорта привлекателен и для них, впрочем, как и служб двойного назначения, включая МЧС, медицину, ЖКХ и подобные им.
С другой стороны, супертяжеловес БелАз в принципе относится к этому классу транспортных средств. Понятно, это не веяние моды, а объективная необходимость применения электродвигателей именно в столь грузоподъемных автомобилях.
Конструктивные особенности электрических квадроциклов
Появление данного класса — успешная попытка совместить мощность и проходимость внедорожника с легкостью, маневренностью и скромными габаритами мотоцикла. Отсюда наличие в конструкции следующих элементов и инженерных решений:
- прочная и надежная рама, облегченная, насколько возможно;
- эффективные рессоры и амортизаторы, независимо от их количества или массы;
- колеса с глубоким протектором, при широком диапазоне диаметров;
- солидный клиренс при минимальном размере базы и формате шасси 4Х4;
- скромные габариты, допускающие движение по узким проездам.
Эти аспекты присущи как электроквадроциклам, так и их ДВС-аналогам. Электрический же привод позволяет ряду исполнений отказаться от трансмиссии или сменить ее тип для облегчения конструкции и улучшения управляемости.
Внешний же вид может существенно изменяться от модели к модели. Иногда хочется сказать «электроквадророллер» или «мини-автомобиль».
Преимущества электроквадроциклов
Споры о целесообразности повсеместной замены ДВС электродвигателями масштабны и ведутся как в экспертном сообществе, так и в среде автомобилистов-любителей. Но все достоинства этого сегмента техники связаны с применением именно электрической тяги и чаще всего сформулированы так:
- экологичность;
- легкая управляемость;
- оптимизация параметров скорости и мощности;
- низкий, скорее полное отсутствие, уровень шума;
- простота и дешевизна обслуживания, а также ремонта, включая ремонтопригодность (как технологический параметр).
Каждый из пунктов, за исключением последних двух, вызывает неоднозначные вопросы. Так ли экологично, например, применение электродвигателей, когда для их работы необходимы аккумуляторы — устройства, наносящие колоссальный вред экологии. Идеальная управляемость достигается и другими способами. Даже шум ДВС можно эффективно снижать до разумных пределов. Но и отрицать прогрессивность перехода на электропривод — занятие неблагодарное.
Вместо заключения
Вопрос, вынесенный в заголовок, в принципе бессмысленный, точнее — не корректно сформулированный. Действительно, электрквадроцикл все еще остается дорогой игрушкой, но в то же время оптимален для многих применений, а в ряде случаев и вовсе не имеет альтернативы. В каталоге, например, представлена продукция сегмента самого разнообразного назначения, мощности и исполнения (рис. 3).
Скорее этот класс техники служит переходным звеном от морально устаревших ДВС к электромоторам. Чтобы все преимущества электрического транспорта не вызывали сомнений и неоднозначных трактовок, остается самая малость – придумать эффективные методы генерации и, что, вероятно, важнее, аккумуляции электроэнергии. А кто сказал, что «электро»? Разговоры о новых физических принципах отнюдь не словоблудие.