Электроквадроцикл: дорогая игрушка или эффективный помощник

Идея оснащения четырехколесной техники маломощной, а потому экономичной и дешевой в производстве, энергетической установкой отнюдь не новшество. Мотоциклетный двигатель, как яркий представитель моторов этого сегмента, куда только не устанавливался. Достаточно вспомнить мотоколяски советского образца (их называли инвалидками, ввиду целевого назначения и сугубо ручного управления), выпускавшиеся весьма крупными сериями.

Это были настоящие, пусть и слегка примитивные, квадроциклы, но с закрытой кабиной, автомобильным рулем и прочими атрибутами, ставившими их в один ряд с полноценными, в то время дефицитными легковушками. Стремление же повысить устойчивость мототехники спровоцировало безальтернативный рост количества точек опоры до оптимальных четырех.

 

Электричество против традиционной горючки

Тенденция перевода всех видов транспорта на электротягу (особенно в последнее десятилетие) вывела электроквадроциклы в разряд востребованной гражданским сектором техники. Военные же едва ли откажутся от преимуществ ДВС в ближайшей перспективе (рис. 1), хотя для тыловых нужд этот вид транспорта привлекателен и для них, впрочем, как и служб двойного назначения, включая МЧС, медицину, ЖКХ и подобные им.

Военный квадроцикл на ДВС

Рис. 1. Военный квадроцикл на ДВС

С другой стороны, супертяжеловес БелАз в принципе относится к этому классу транспортных средств. Понятно, это не веяние моды, а объективная необходимость применения электродвигателей именно в столь грузоподъемных автомобилях.

 

Конструктивные особенности электрических квадроциклов

Появление данного класса — успешная попытка совместить мощность и проходимость внедорожника с легкостью, маневренностью и скромными габаритами мотоцикла. Отсюда наличие в конструкции следующих элементов и инженерных решений:

  • прочная и надежная рама, облегченная, насколько возможно;
  • эффективные рессоры и амортизаторы, независимо от их количества или массы;
  • колеса с глубоким протектором, при широком диапазоне диаметров;
  • солидный клиренс при минимальном размере базы и формате шасси 4Х4;
  • скромные габариты, допускающие движение по узким проездам.

Эти аспекты присущи как электроквадроциклам, так и их ДВС-аналогам. Электрический же привод позволяет ряду исполнений отказаться от трансмиссии или сменить ее тип для облегчения конструкции и улучшения управляемости.

Полноприводный электрокавдроцикл высокой проходимости

Рис 2. Полноприводный электрокавдроцикл высокой проходимости

Внешний же вид может существенно изменяться от модели к модели. Иногда хочется сказать «электроквадророллер» или «мини-автомобиль».

 

Преимущества электроквадроциклов

Споры о целесообразности повсеместной замены ДВС электродвигателями масштабны и ведутся как в экспертном сообществе, так и в среде автомобилистов-любителей. Но все достоинства этого сегмента техники связаны с применением именно электрической тяги и чаще всего сформулированы так:

  • экологичность;
  • легкая управляемость;
  • оптимизация параметров скорости и мощности;
  • низкий, скорее полное отсутствие, уровень шума;
  • простота и дешевизна обслуживания, а также ремонта, включая ремонтопригодность (как технологический параметр).

Каждый из пунктов, за исключением последних двух, вызывает неоднозначные вопросы. Так ли экологично, например, применение электродвигателей, когда для их работы необходимы аккумуляторы — устройства, наносящие колоссальный вред экологии. Идеальная управляемость достигается и другими способами. Даже шум ДВС можно эффективно снижать до разумных пределов. Но и отрицать прогрессивность перехода на электропривод — занятие неблагодарное.

 

Вместо заключения

Вопрос, вынесенный в заголовок, в принципе бессмысленный, точнее — не корректно сформулированный. Действительно, электрквадроцикл все еще остается дорогой игрушкой, но в то же время оптимален для многих применений, а в ряде случаев и вовсе не имеет альтернативы. В каталоге, например, представлена продукция сегмента самого разнообразного назначения, мощности и исполнения (рис. 3).

Маломощный детский электроквадроцикл

Рис. 3. Маломощный детский электроквадроцикл

Скорее этот класс техники служит переходным звеном от морально устаревших ДВС к электромоторам. Чтобы все преимущества электрического транспорта не вызывали сомнений и неоднозначных трактовок, остается самая малость – придумать эффективные методы генерации и, что, вероятно, важнее, аккумуляции электроэнергии. А кто сказал, что «электро»? Разговоры о новых физических принципах отнюдь не словоблудие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *