Энергетическая эффективность приводов погружных насосов в нефтедобывающей отрасли и их электромагнитная совместимость с сетью
Основные задачи, решаемые в работе
- Подтверждение преимуществ энергетической эффективности вентильного привода по сравнению с приводом ПЧ-АД.
- Оценка значений КПД приводов в зависимости от коэффициента загрузки.
- Определение значений удельных потерь мощности в приводах при различных длинах кабеля.
- Оценка влияния частоты вращения на энергетические показатели привода.
- Определение спектрального состава напряжения и тока на входе станций управления и оценка влияния входного фильтра на показатели ЭМС с сетью.
Общие сведения об энергетической эффективности приводов
Энергетическая эффективность привода определяется сопоставлением потребляемой установкой с погружным насосом активной электрической мощности при использовании ВД с мощностью, потребляемой установкой с АД, в одной и той же скважине при подъеме равного количества жидкости с одинакового динамического уровня при одинаковом давлении [1]. Активная мощность, потребляемая приводом (Рпр), определяется выражением:
где: Рдв — электрическая мощность, потребляемая электродвигателем; ΔРк — потери мощности в кабеле токоподвода; ηсу — КПД станции управления; ηтр — КПД повышающего трансформатора; ηвф — КПД выходного фильтра.
где: ηдв — КПД электродвигателя, Рвых — мощность на валу двигателя.
Помимо КПД, оценка энергоэффективности приводов может быть проведена по следующим показателям [6]:
- Абсолютные потери мощности:
где Рвх — активная мощность, потребляемая на входе станции управления приводом.
- Удельные потери мощности (относительная энергетическая эффективность) — абсолютные потери мощности ΔР в приводе, отнесенные к номинальной мощности двигателя Рн:
- Относительные потери мощности в различных приводах — отношение абсолютных потерь мощности в одном приводе с большими потерями к абсолютным потерям мощности в другом приводе с меньшими потерями:
Можно установить связь между удельными потерями мощности и КПД привода:
Методика и объекты исследования
Оценка энергетической эффективности приводов основывается на данных экспериментальных испытаний, представленных в виде осциллограмм напряжений и токов в различных сечениях приводов, протоколов измерения напряжений, токов, мощностей при определенных нагрузочных моментах и частотах вращения. Исследования проводились с использованием специализированного испытательного стенда СИ ЭППА СИУ-160, разработанного на предприятии ООО «РИТЭК-ИТЦ» (аттестат ВНИИМС № 36 от 25.12.2008) [2]. Стенд содержит необходимые измерительные, регистрирующие, нагрузочные средства и предназначен для натурно-физического моделирования работы привода в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации погружного электродвигателя на скважине (окружающая температура, натурный эквивалент длинной линии). Функциональная схема стенда для проведения испытаний приведена на рис. 1. В качестве дополнительного средства использовался измеритель качества электроэнергии «Ресурс-UF2M».
Объектами испытаний были выбраны следующие приводы:
- Вентильный электропривод в составе:
– вентильный двигатель 2ВД32-117В5 (32 кВт);
– станция управления «Ритэкс-03ЦТ»;
– фильтр входной. - Асинхронный электропривод в составе:
– асинхронный двигатель ПЭД-32 (32 кВт);
– выходной синусный фильтр;
– фильтр входной.
В состав объектов испытания также входили повышающий трансформатор ТМПН 125/3 и кабельная линия КПБП3×16 мм2, 1500 м.
Программа исследований включала:
- испытание привода с ПЧ ПЭД-32 при различных коэффициентах загрузки и частотах вращения;
- испытание вентильного привода с ВД-32 при различных коэффициентах загрузки и частотах вращения;
- испытание асинхронного и вентильного приводов при наличии предвключенного входного фильтра станции управления.
Анализ полученных данных позволяет провести сравнение энергетической эффективности приводов с вентильным и асинхронным электродвигателями и их электромагнитную совместимость с сетью.
Оценка энергоэффективности приводов по значениям удельных потерь
По результатам измерения потерь в кабеле, в ТМП, в станции управления (СУ), в двигателе определены суммарные абсолютные потери мощности в приводах при номинальной выходной мощности 32 кВт (табл. 1). В соответствии с выражением (3) были определены значения удельных потерь в нерегулируемом приводе с ПЭД, в приводе ПЧ-АД и в вентильном приводе. На рис. 2 приведены зависимости удельных потерь при различной длине кабеля. Эти зависимости можно аппроксимировать прямой с коэффициентом наклоном α:
где: Lk — длина кабеля; P̅0 — удельные потери при отсутствии кабеля (Lk = 0); α = ΔP̅/ΔLk.
Рис. 2. Зависимость удельных потерь в приводах при различной длине кабеля (ВД —вентильный привод, ПЧ — привод ПЧ-АД, ПЭД — нерегулируемый привод с АД)
Таблица 1. Значения потерь мощности, рабочего тока и КПД двигателя
Параметры | Тип привода | |||||
Нерегулируемый ПЭД | Привод ПЧ-АД | Вентильный привод | ||||
Длина кабеля, км | 0 | 1,5 | 0 | 1,5 | 0 | 1,5 |
Ток двигателя, А | 26,4 | 26,7 | 26,5 | 28,6 | 19,9 | 20,2 |
Потери в СУ, кВт | – | – | 1,76 | 2,03 | 1,23 | 1,28 |
Потери в ТМП, кВт | 1,03 | 1,14 | 1,13 | 1,22 | 0,52 | 0,76 |
Потери в кабеле, кВт | – | 3,23 | – | 3,85 | – | 1,77 |
Потери в двигателе, кВт | 6,49 | 6,63 | 6,37 | 7,42 | 3,07 | 3,21 |
КПД двигателя, % | 83,1 | 82,9 | 83,4 | 81,1 | 91,3 | 90,9 |
Суммарные потери в приводе, кВт | 7,52 | 11,0 | 9,26 | 14,52 | 4,82 | 7,02 |
Значения коэффициентов наклона зависимостей (1/км) составили: αВД = 6; αПЭД = 6,7; αПЧ = 10,7.
Результаты анализа показывают, что удельные потери в вентильном приводе при длине кабеля 1,5 км составляют 22% по сравнению с ПЭД (34%) и регулируемым приводом с ПЧ (45%).
Зависимости КПД приводов от коэффициента загрузки и частот вращения
По итогам испытаний вентильного привода и привода ПЧ-АД при различных коэффициентах загрузки и частотах вращения получены зависимости КПД приводов от нагрузки (рис. 3).
Рис. 3. Зависимость КПД приводов от нагрузки при различной длине кабеля (ВД — вентильный привод, ПЧ — привод ПЧ-АД, ПЭД — нерегулируемый привод с АД)
Наибольшее значение КПД достигается при использовании вентильного привода в диапазоне загрузки 0,5–1,0 и составляет 81% при длине кабеля 1,5 км и частоте вращения 3000 об/мин. При уменьшении частоты вращения до 2000 об/мин. происходит незначительное снижение КПД до значения 78–80%.
КПД привода с ПЧ-АД имеет наибольшее значение в диапазоне загрузки 0,5–0,75 и при частоте питания 50 Гц составляет 71–72%. При снижении частоты питания до 37 Гц значение КПД падает до 67%.
Уменьшение КПД привода при снижении частоты вращения объясняется снижением выходной мощности, однако при этом происходит также снижение потерь механической мощности (трение, гидравлические потери и т. д.), что определяет незначительное уменьшение КПД при снижении частоты вращения.
Рабочие характеристики двигателей
На рис. 4 приведены рабочие характеристики двигателей (токи, КПД и коэффициент мощности), построенные на основании результатов измерения электрических параметров исследуемых приводов при номинальных значениях частоты вращения. Как видно из графиков, КПД ВД снижается линейно от коэффициента загрузки привода и в номинальном режиме составляет 91–90,2%. График КПД АД при питании от ПЧ имеет экстремум в диапазоне коэффициента загрузки 0,5–0,75, уменьшаясь при номинальном режиме до 81,6%.
Рис. 4. Рабочие характеристики двигателей (I — рабочий ток двигателя, Км — коэффициент мощности двигателя, ηдв — КПД двигателя)
Коэффициент мощности ВД практически сохраняет свое значение в широком диапазоне изменения коэффициента загрузки (0,4–1,1) и составляет в номинальном режиме 0,857, увеличиваясь до 0,87 при малой загрузке (0,4). При этом ток ВД линейно уменьшается от 20,4 А при коэффициенте загрузки 1,0 до значения 10 А при коэффициенте загрузки 0,45. Несколько заниженное значение коэффициента мощности ВД по сравнению с теоретическим объясняется искажениями синусоидальности кривых напряжения и тока питания двигателя, вносящими дополнительную мощность искажения в значение полной мощности двигателя.
Коэффициент мощности АД при питании от ПЧ имеет характер резкого снижения при уменьшении загрузки привода от 0,857 при номинальном режиме до 0,62 при 40% загрузки. Ток АД линейно изменяется от 27,5 А при номинальном режиме до 15 А при 40% загрузки.
Влияние входного фильтра на коэффициенты искажения синусоидальности тока на входе станций управления
На основании осциллограмм напряжения и тока входного фильтра в составе станций управления (рис. 5, 6), а также спектрального состава этих величин была составлена сводная таблица коэффициентов гармоник и коэффициентов искажения синусоидальности входного тока при наличии и отсутствии входного фильтра станций управления. В таблице 2 приведены полученные результаты, а также нормы ГОСТ [5], регламентирующие допустимые значения эмиссии высших гармоник в сеть. Как показали результаты исследования, входной фильтр, настроенный на 5 и 7 гармоники [4], эффективно улучшает гармонический состав входного тока при различных коэффициентах загрузки привода и обеспечивает значение коэффициента искажения синусоидальности тока, не превышающее требований стандарта.
Таблица 2. Коэффициенты гармонических функций и общего искажения тока при отсутствии входного фильтра и при его включении
Объект исследования | Номер и % гармоники входного тока | Коэффициент искажения входного тока КI, % | |||
5 | 7 | 11 | 13 | ||
СУ без входного фильтра | 26 | 30 | 13 | 3 | 42 |
СУ с входным фильтром | 7,5 | 7 | 3,1 | 1,1 | 10 |
Норма по ГОСТ Р 51317.3.12-2006 | 10,7 | 7,2 | 3,1 | 2 | 13 |
Выводы
- Результаты испытаний приводов в условиях, приближенных к их реальной эксплуатации, полностью подтвердили более высокую энергоэффективность вентильного привода по сравнению с другими приводами.
- КПД вентильного привода в диапазоне загрузки 0,5–1,0 достигает 81% при длине кабеля 1500 м, в то время как КПД привода с ПЧ-АД имеет наибольшее значение в диапазоне загрузки 0,5–0,75 и составляет 71–72%.
- Входной фильтр, настроенный на 5 и 7 гармоники, эффективно улучшает гармонический состав входного тока станций управления при различных коэффициентах загрузки привода и обеспечивает значение коэффициента искажения синусоидальности тока сети, не превышающее требований стандарта.
Литература
- Павленко В., Климов В., Климов И. Сравнительный анализ электромагнитных процессов в структурах электроприводов нефтедобывающей промышленности // Силовая электроника. 2010. № 3.
- Павленко В., Гинзбург М. Обоснование диапазона регулирования частот вращения приводов на основе вентильных электродвигателей // Технологии ТЭК. 2006. № 5.
- Гинзбург М., Павленко В., Климов В. Энергопотребление УЭНЦ // Инженерная практика. 2010. № 8.
- Климов В. П., Москалев А. Д. Способы подавления гармоник в системах электропитания // Практическая силовая электроника. 2003. № 6.
- ГОСТ Р 51317.3.12-2006 «Совместимость технических средств электромагнитная. Ограничения гармонических составляющих тока, создаваемые техническими средствами с потреблением токов более 16 А, но не более 75 А (в одной фазе), подключенными к низковольтным системам электроснабжения общего назначения. Нормы и методы испытания».
- ГОСТ Р 51677-2000 «Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 4000 кВт включительно. Двигатели. Показатели энергоэффективности».