Силовая электроника №3'2008

Расчет дросселей с магнитопроводом при произвольной форме тока

Юрий Черкашин

Рассматриваются закономерности работы катушек индуктивности (дросселей) с магнитопроводом для следующих условий работы: в режиме запаса заданного количества энергии без учета и с учетом заданного значения потерь или добротности при произвольной форме тока. Выведены зависимости массы дросселей и удельной энергии от энергии дросселя и приведены формулы и таблицы коэффициентов для практических расчетов.



Расчету дросселей (индуктивных катушек, реакторов) 1 посвящено много работ, например [1-4]. Однако в этих работах описываются рас-четы реакторов, работающих либо при переменном, либо при постоянном токе. Для катушек, работающих при произвольной форме тока, методика расчета отсутствует. Нет методики расчета дросселей, работающих с заданной постоянной времени или с заданными потерями в обмотке.

Основным требованием для расчета дросселей является получение заданной индуктивности намагничивания при заданном токе. Оптимальные размеры дросселя получаются при введении в магнитопровод немагнитного зазора.

При расчете трансформатора задачей является получение заданной индуктивности рассеивания при заданных напряжении и токе. Наличие же немагнитного зазора лишь ухудшает качество трансформатора.

В дросселе закон изменения индукции задается током, в трансформаторе - напряжением. Другими словами, в дросселе сердечник намагничивается током, в трансформаторе - напряжением.

Можно выделить несколько типичных несинусоидальных режимов работы дросселя.

  1. Минимальное и максимальное значения тока близки между собой (например, отличие не превышает 5-10%, рис. 1а, 1б). Такой режим называют работой дросселя при пульсирующем или постоянном токе. В этом режиме работают дроссели фильтров, дроссель в цепи размагничивания импульсных трансформаторов, линейный зарядный дроссель и др.

Разность между максимальным и минимальным значением называют перепадом (иногда - размахом), а половину этого значения - амплитудой переменной составляющей тока. Постоянная составляющая тока I= близка к максимальному и минимальному значениям, и при несимметричной форме кривой тока не равна среднеарифметическому максимального и минимального значений.

  1. Минимальное и максимальное значения тока намного отличаются друг от друга (например, одно равно 5-10% другого, рис. 1в). Режим принято называть импульсным. В этом режиме работает резонансный зарядный дроссель. Постоянная составляющая заметно меньше максимального значения тока.
  2. Минимальное и максимальное значения тока близки по абсолютному значению, но имеют противоположные знаки; постоянная составляющая значительно меньше каждого из них (рис. 1г). Режим принято называть знакопеременным или смешанным.
  3. Минимальное и максимальное значения тока близки по абсолютному значению, имеют противоположные знаки, причем постоянная составляющая равна нулю (рис. 1д). Имеет место режим переменного тока. В этом режиме работают дроссели, реакторы в цепях переменного и синусоидального тока.

При всех режимах постоянная составляющая индуктированного на дросселе напряжения равна нулю. В противном случае индукция в магнитопроводе стала бы непрерывно нарастать.

Изменения индукции повторяют изменения тока, постоянная составляющая тока обуславливает постоянную составляющую индукции. Постоянные составляющие тока и индукции не вызывают потерь энергии в магнитопроводе (хотя могут влиять на потери, вызванные переменной составляющей [5]).

Ток, протекающий по обмотке, вызывает потери энергии и нагрев обмотки, и это явля-ется определяющим фактором в режиме работы и расчете дросселя. Заметим попутно, что в отличие от дросселя с постоянным током сохранение энергии в конденсаторе при постоянном напряжении не сопровождается практически заметными потерями.

Переменная составляющая индукции вы-зывает потери энергии в магнитопроводе. В режимах а) и б) имеется большая постоянная составляющая В=, пропорциональная I=, не вызывающая потерь энергии в сердечнике, и небольшая переменная составляющая Bпm, пропорциональная ΔI / 2, вызывающая небольшие потери. В режиме в) переменная составляющая Bпm значительна (пропорцио-нальна Im/2), она сопоставима с постоянной составляющей. В режимах г) и д) имеется только переменная составляющая Bпm, она сопоставима с переменной составляющей режима в). Надо отличать максимальное значение переменной составляющей индукции Bпm от максимального значения переменной состовляющей индукции Bm сердечнике (см. режимы а, б и в).

Дроссель и трансформатор имеют одинаковые составные части: магнитопровод и обмотки. Задачей конструктивного расчета и дросселя, и трансформатора является определение основных геометрических размеров магнитопровода, числа витков обмоток, сечения проводов обмоток. Для дросселя требуется найти еще величину воздушного зазора.

Исходными данными для расчета дросселя являются: L - индуктивность дросселя; закон изменения тока i (t) с известными параметрами: амплитудой Im, коэффициентом амплитуды импульса тока ka= Im/I, где I - действующее значение тока за время импульса, частотой и скважностью импульсов ν = Tu / T (рис. 1в); R - сопротивление обмотки постоянному току или τ = L / R - постоянная времени, или добротности цепи Q = ωτ, или потери в обмотке Р = I2 × R.

Если ток переменный, то потери энергии в магнитопроводе могут быть сопоставимыми с омическими потерями в обмотке дросселя, то есть потери в обмотке составляют часть разрешенных потерь в дросселе, значит расчет дросселя надо производить с постоянной времени обмотки τ = L / R больше заданной общей постоянной времени.

Далее будут рассмотрены броневые и стерж-невые типы дросселей. Самые невыгодные условия охлаждения, ввиду закрытости маг-нитопровода катушками, является стержне-вой тип с катушками на обоих стержнях. Удельные потери для этих магнитопроводов, как правило, должны составлять 3-5 Вт/кг, для остальных 7-10 Вт/кг.

Предварительно по принятому значению удельных потерь в магнитопроводе при известном законе изменения индукции определяют допустимую амплитуду переменной составляющей индукции и ее максимальное значение Bпm или перепад индукций ΔBu.

Кратко рассмотрим выбор режима работы магнитопроводов.

Самым простым является выбор рабочей ин-дукции для работы на очень низких частотах - 0-20 Гц. Здесь могут быть применены шихтованные, витые магнитопроводы из обычных трансформаторных сталей толщиной 0,3-0,5 мм.

На частотах десятки и сотни герц должен быть проведен традиционный выбор матери-алов и режимов работы.

На частотах в несколько десятков килогерц потери в магнитопроводе являются определяющими при выборе марки и толщины магнитного материала. На высоких частотах вихревые потери могут регулироваться выбором толщины материала. Особо тонкими выпускаются ленты из пермолоев (10-20 мк) и аморфных или нанокристаллических материалов (25 мк). Гистерезисные потери не зависят от толщины материала и на высоких частотах становятся определяющими. Должны выбираться материалы с узкой петлей гистерезиса или с высокой начальной магнитной проницаемостью. Здесь аморфные сплавы практически не имеют преимуществ по сравнению с тонкими высоколе-гированными сплавами (пермолоями).

Радикальным способом уменьшения потерь всегда является уменьшение переменной со-ставляющей индукции вплоть до десятых долей Тесла т. е. сотен мТл. В режимах а) и б) это уменьшение выполняется автоматически; при необходимости дальнейшее уменьшение должно производиться вместе с выбором небольшого значения постоянной составляющей.

При малой рабочей индукции размеры магнитопровода и дросселя сильно возрастают.

Для повышения индукции и уменьшения размеров дросселя может быть применен интенсивный обдув или масляное охлаждение, повышающие теплосъем с поверхностей в 1,5-2 раза. Ферритовые сердечники при естественном охлаждении позволяют работать с индукцией 0,3-0,4 Тл.

Выше 10-15 кГц - область работы ферритовых сердечников или обычных сплавов с очень низкими значениями рабочей индукции. К сожалению, изготовление ферритовых сердечников больших размеров встречает серьезные технологические трудности.

Выбор рабочей индукции производится расчетным путем или по графикам в справочных материалах [6].

Объективным способом контроля качества расчета является экспериментальная проверка теплового режима магнитопровода при выбранном значении переменной составляющей индукции на опытном сердечнике или его модели (рис. 2). На сердечник наматывается контрольная обмотка из тонкого провода с числом витков, подходящим под амплитуду импульса контрольного генератора w = Uг × τu / (s × ΔBu). Такой генератор имеет относительно небольшую мощность, так как обеспечивает намагничивание сердечника на холостом ходу.

Те участки сердечника, на которых будет располагаться обмотка, могут быть закрыты теплоизоляционным материалом.

Проверка теплового режима магнитопровода при намагничивании сердечника одновременно и постоянным, и переменным током встречает значительные трудности. Выбором магнитного материала и величины рабочей индукции заканчивается первый этап расчета дросселя.

В последующих выводах принято допущение, что тепловой режим магнитопровода не влияет на тепловой режим катушки. При тепловом расчете поверхности охлаждения катушки, соприкасающиеся с сердечником, не учитываются. Аналогично, при тепловом расчете магнитопровода не должны учитываться поверхности, соприкасающиеся с сердечником.

Второй этап - это расчет обмоток.

За основную переменную величину принимаем сечение магнитопровода (первая строка таблицы). Сечение является единственным геометрическим параметром, входящим в формулу закона электромагнитной индукции. Закон инвариантен по отношению к форме сечения. Через сечение при выбранной конфигурации дросселя могут быть определены все его остальные размеры, например, а = 0,5 × s1/2 (вторая строка таблицы, первый столбец), в = 2а, h = 4,6а, длина средней силовой линии lс= (4,6 + 4,6 + 2 + 2 + 3,14) × а = k2 × s1/2 (третья строка таблицы), длина витка lм = k4 × s1/2, сечение окна sок = k6 × s.

Выбор в качестве аргумента сечения s удобен тем, что после определения основных геометрических размеров трансформатора стержень с прямоугольным сечением может быть заменен стержнем любой формы с равновеликим сечением (например, круглым, ступенчатым) при сохранении основных электрических параметров дросселя. В таблице представлен ряд типовых конструкций дросселей броневого и стержневого типов. Два первых - броневые с квадратным и прямоугольным сечением магнитопровода, два следующих - стержневые с квадратным и прямоугольным сечением магнитопровода с катушками на каждом стержне.

Проблема рассматривается без учета нелинейности веберамперных характеристик и в предположении отсутствия в обмотках дополнительных каналов охлаждения.

Для увеличения энергоемкости дросселя в его магнитопровод вводится немагнитный зазор, называемый обычно воздушным зазором. Площадь зазора s с учетом коэффициента заполнения сечения магнитным материалом и выпучивания связана с сечением стали соотношением s × kc= sc.

Поскольку вдоль магнитной цепи проходит один и тот же магнитный поток, индукция в зазоре В будет близка к индукции в магнитопроводе Bc:

где μ0 = 1,26 × 10-6 Гн/м магнитная постоянная, kс = 0,75-0,95 - отношение активного сечения магнитопровода к сечению зазора с учетом выпучивания [1].

Магнитодвижущая сила (МДС) обмотки распределяется между магнитопроводом и зазором:

По определению, индуктивностью называется коэффициент пропорциональности между потокосцеплением и током, то есть

Если в магнитопровод введен значительный воздушный зазор, то есть

Отсутствие в формуле для определения индуктивности в явном виде размеров сердечника говорит о том, что индуктивность дросселя определяется, прежде всего, размерами воздушного зазора. Физически это означает, что энергия дросселя определяется энергией магнитного поля зазора.

Строго говоря, дроссель с магнитным сердечником представляет собой нелинейный элемент электрической цепи, но нелинейность его обычно не превышает нескольких процентов. Пренебрежение первым членом суммы в знаменателе формулы (5) при зазоре 1% и μ=10 000 дает ошибку при расчете тоже около 1%. Большая точность расчета дросселей не требуется, так как с такой точностью практически невозможно установить даже размер воздушного зазора.

Максимальная энергия, запасенная в дросселе при заданной индукции Bmc, оказывается пропорциональной магнитодвижущей силе (МДС) (Iw), развиваемой обмоткой:

где Bm=Bmckc - максимальное значение индукции в зазоре; Вmc - максимальное значение индукции в материале сердечника.

Максимальное значение тока связано с эффективным соотношением:

Покажем, что МДС катушек каждого магнитопровода имеет некоторое предельное значение, ограниченное степенью нагрева катушек. Пусть в окне сердечника площадью Sок размещается w витков обмотки, коэффициент заполнения окна проводниковым материалом kм = 0,4, тогда

где ρ = 1,85 × 10-8 Ом.м - удельное сопротивление проводникового материала; lм1 - средняя длина витка обмотки.

Для того чтобы сопротивление обмотки и выделяющаяся мощность не увеличивались с ростом рабочей частоты тока, обмотки дросселя должны быть намотаны проводом типа литцендрат. Жила провода литцендрат состоит из многих изолированных проводников. Диаметр одного проводника не должен превышать значения [7]:

Мощность, выделяемая в катушке и рассеиваемая ее поверхностью

где Sохл - поверхность охлаждения обмотки, то есть поверхность обмотки за исключением частей, обращенных к стержню; q - допустимая плотность теплового потока (при перегреве поверхности обмотки по сравнению с окружающим воздухом, равным 55 °С, q = 650 Вт/м2).

Если дроссель высоковольтный и обмотка будет залита высоковольтным компаундом или будет применен каркас с толстыми стенками, окно окажется использованным не полностью. Такая же ситуация возникает, если реальный сердечник имеет окно меньших размеров, чем при пропорциях, принятых в таблице. Введение коэффициента использования окна β < 1 позволяет учесть эти случаи.

Таким образом, предельная МДС, равная

зависит от геометрических размеров катушки, коэффициента теплоотдачи с поверхности и удельного сопротивления провода и коэффициента использования окна.

Поверхность охлаждения, площадь окна, площадь сечения сердечника, средняя длина витка для выбранной формы сердечника могут быть выражены через сечение зазора s (например, в четвертом столбце таблицы, a = √s / 2, h = 4a = √s / 2) и поэтому

для распространенных геометрических форм магнитопроводов приведены в таблице (при расчетах предполагается использование системы СИ).

С учетом (15) и (11) энергия в дросселе

Решая это равенство относительно s, найдем

Это первая основная формула для определения сечения магнитопровода проектируемого дросселя, затем могут быть определены остальные размеры, например, a = √s при квадратной или a = √s / 2 при прямоугольной форме сечения стержневого магнитопровода, высота окна h = 4a и т.д. Однако если производить расчет дросселя только по энергии, то может оказаться, что у обмотки будет очень большое сопротивление R, которое приведет к недопустимо низкой постоянной времени τ = L / R или добротности цепи Q = ωτ или недопустимо большим потерям Р, то есть к низкому КПД цепи. Для определения конструктивных размеров дросселя через постоянную времени τ можно получить формулы, учитывающие и не учитывающие ограничения по индукции, предельной МДС, энергии дросселя. (Например, отношение (8) к (12) дает уравнение, в которое входят только конструктивные параметры.) Соотношения, неудобные для практического применения, не приводятся. Соотношения, неудобные для практического применения, не приводятся.

Собственная постоянная времени и мощность потерь связаны между собой:

Если одинаково важно иметь и заданный запас энергии, и необходимую постоянную времени, запишем произведение (Wmτ):

Одновременное выполнение требований по запасу необходимой энергии и получению заданной постоянной времени или ограничению мощности потерь иногда приводит к необходимости выбора режима работы дросселя при допредельной МДС катушки. Решая уравнение (19) относительно s при учете (9) и (13), получим вторую формулу для определения площади сечения магнитопровода:

Значения коэффициента ksWτ приведены в таблице.

Из найденных по (17) и (20) двух сечений должно быть выбрано большее и с ним проведены дальнейшие расчеты. Немагнитный зазор при условии (7) найдем из (4):

значения коэффициента kl зависят от размеров сердечника s.

Опыт показывает, что при зазоре, равном 10-15% длины средней силовой линии, необходимые параметры дросселя могут быть получены от обмотки и без магнитопровода, однако магнитопровод часто используют и при таком соотношении параметров, так как в качестве экрана он защищает близлежащую часть пространства и металлоконструкции от воздействия сильного магнитного поля.

Число витков обмотки легко найти из

При предельной МДС может быть оценена максимально допустимая плотность тока в проводе намотки:

значения коэффициента kΔ также приведены в таблице.

С учетом найденных соотношений могут быть определены объемы меди обмотки и стали сердечника.

С учетом плотности меди и стали и массы конструктивных элементов (10%) масса этих частей и общая масса дросселя (кг) равны:

значения коэффициентов kмg, kсg и kgs приведены в таблице.

Тип конструкции дросселя
Площадь сечения магнитного зазора, м2   s   s   s   s
Короткая сторона сечения одного кольца магнитопровода, м   a = (s/4)1/2 = 0,5s1/2   a = (s/8)1/2 = 0,35s1/2   a = s1/2   a = (s/2)1/2 = 0,71s1/2
Длина средней силовой линии через корень из s, lc = k2s1/2 k2 8,17   5,79   14,34   10,17
Длина витка через корень из сечения s, lм = k4s1/2 k4 7,14   6,48   6,51   6,04
Площадь окна через сечение s, Sок = k6s k6 2,3   1,15   6,40   3,20
Площадь охлаждения через s, sохл = k8s k8 31,62   16,96   81,83   46,52
Поверхность охлаждения магнитопровода, через s, sохлс = k10s k10 31,22   25,35   22,16   15,82
Разрешенные удельные потери в магнитопроводе,
pуд = k12/s1/2, Вт.м/кг
k12 0,37   0,43   0,15   0,15
Коэффициент намагничивающей силы kIw 1,89 × 10+5   1,03 × 10+5   5,32 × 10+5   2,94 × 10+5
Коэффициент определения площади сечения через энергию и постоянную времени ksWτ 2,42 × 10–3   3.07 × 10–3   1,55 × 10–3   1,98 × 10–3
Коэффициент определения плотности тока kΔ 4,11 × 10+5   4,47 × 10+5   4,15 × 10+5   4,60 × 10+5
Коэффициент определения массы обмотки kмg 5,85 × 10+4   2,65 × 10+4   14,8 × 10+4   6,88 × 10+4
Коэффициент определения массы сердечника kcg 5,42 × 10+4   3,84 × 10+4   9,51 × 10+4   6,74 × 10+4
Коэффициент определения массы дросселя по сечению kgs 12,4 × 10+4   7,15 × 10+4   26,8 × 10+4   15,0 × 10+4
Коэффициент определения массы дросселя через энергию kgW 3,72   3,61   3,31   3,08
Коэффициент определения массы дросселя через энергию и постоянную времени kgWτ 14,72   12,14   16,29   13,20

В формулу для определения общей массы дросселя (26) может быть подставлено значение сечения из (17) и (20). Получим формулу для вычисления массы дросселя через энергию:

и формулу для вычисления массы дросселя при одновременном задании и энергии, и постоянной времени или энергии и мощности потерь:

значения коэффициентов kgW и kgWτ приведены в таблице.

Из рассмотрения этих коэффициентов видно, что для запаса энергии предпочтительным является стержневой дроссель с прямоугольным сечением магнитопровода, а для получения заданной постоянной времени — броневой, тоже с прямоугольным сечением.

Теперь может быть найден закон увеличения массы дросселя при увеличении его энергии при полном использовании окна β = 1. Удельная энергия дросселя

Значение kуд непостоянно и зависит от рабочей индукции и других коэффициентов. С ростом энергии удельная энергия дросселя медленно (степень 1/7) возрастает. Например, при постоянном токе, ka = 1; ν = 1; индукции B = 1,5 Тл; kс = 0,85, получим kуд ≈ 0,41 и при энергии Wm 10 Дж удельная энергия составляет 0,56 Дж/кг, а при энергии 1000 Дж —1,1 Дж/кг.

Обработка статистических данных по множеству дросселей, выпускаемых отечественной промышленностью, показала эту зависимость и послужила поводом для исследований, изложенных в статье.

Порядок применения формул для инженерных расчетов проиллюстрируем на примерах.

Пример 1. Требуется спроектировать дроссель с индуктивностью 3 Гн, со средним током 32 А, с пульсациями ±10% (рис. 1a), при максимальном значении индукции B = 1,5 Тл, сопротивление обмотки не должно превышать 5 Ом.

Предварительно определяем максимальное значение тока Im = 32 × 1,1 = 35 А; при небольшой глубине пульсаций действующий ток практически равен среднему I = 32 А и максимальное значение энергии:

постоянная времени дросселя τ = L / R = 3 / 5 = 0,6 c.

Выбираем дроссель с магнитопроводом стержневого типа с квадратным (круглым) сечением по (17):

Определяем размер этого же сечения с учетом требований к постоянной времени по (20):

Для накопления энергии требуется дроссель больших размеров, чем обеспечивающий получение произведения заданных значений постоянной времени и энергии.

По выбранному сечению могут быть определены остальные размеры дросселя (см. таблицу). Например, a = √s = 0,18 м; высота окна h = 4a = 0,72 м; ширина окна 1,6а = 0,288 м; площадь окна Sок = 0,22 м2 и так далее.

Рабочую МДС обмотки найдем из (11):

при расчете дросселя по энергии МДС совпадает с предельной (15):

Воздушный зазор найдем по (21):

Зазор, сопоставимый с размерами сечения магнитопровода, должен быть выполнен в виде нескольких отдельных промежутков. Число витков обмотки по (23):

Для проверки правильности расчета найдем индуктивность дросселя по (8):

Сечение провода:

Допустимая плотность тока (24):

Для оценки размеров дросселя найдем его массу (26):

Такую же индуктивность и рабочий ток имеет серийно выпускаемый промышленностью реактор ЕРОС-1000/10. Его масса равна 1500 кг. В этом реакторе для улучшения охлаждения обмотка секционирована.

Пример 2. Требуется рассчитать дроссель с индуктивностью 1 Гн при амплитуде полусинусоидального (ka = √2) тока 1,6 А, при скважности 1,3, то есть I = Im / ka / √ν = 1 A (рис. 1в), мощность потерь в обмотке не должна превышать 10 Вт. Максимальное значение индукции в магнитопроводе принимаем Bmc = 1,4 Тл.

Очевидно, что при ka = √2 и v = 1 получим дроссель для работы в цепи синусоидального тока.

Энергия дросселя:

Выбираем броневой магнитопровод с квадратным сечением стержня. Определяем сечение сердечника сначала без учета требований к постоянной времени или потерь мощности по (17):

Находим сечение стержня с учетом требований по потерям:

P = I2R, то есть, R = P/I2 = 10/1 = 10Ω, и τ = L / R = 1 / 10 = 0,1 c;

по (20):

Видим, что для обеспечения требований по потерям мощности необходим магнитопровод с большим сечением. Может быть применен стандартный магнитопровод ШЛ-32A32 с геометрическим сечением 10,2 см2.

Рабочую МДС обмотки находим из (11):

Обмотка такого магнитопровода могла бы развивать предельную МДС:

При исходных данных этого примера предельные возможности обмотки не могут быть реализованы. Можно показать, что провод будет недоиспользован по плотности тока, но снижать сечение провода нельзя, так как это приведет к увеличению сопротивления обмотки и снижению добротности дросселя. Расчеты могут быть продолжены аналогично примеру 1. Например, масса магнитопровода дросселя составит по (26):

Пример 3. Требуется оценить массу броневого дросселя с постоянной времени 0,1 с для запаса энергии 1,3 Дж при максимальном значении индукции в магнитопроводе 1,4 Тл.

По (27) найдем:

Далее могут быть проанализированы другие варианты конструкций, другие соотношения размеров с целью проведения уточнений той или иной оптимизации (под конкретные размеры магнитопроводов, проводов, по массе, объему, стоимости, введению каналов охлаждения и т. п.).

Литература

  1. Манькин Э. Л. Расчет реакторов со стальным магнитопроводом и зазором // Электричество. 1959. № 7.
  2. Стернин В. Г., Карпенский А. К. Токоограничивающие реакторы. М.: Энергия, 1965.
  3. Карасев В. В., Кубарев Л. П., Лейтес Л. В. Обобщенный аналитический метод оптимизации и оценки параметров реакторов // Электротехника. 1977. № 4.
  4. Лейтес Л. В. Электромагнитные расчеты трансформаторов, реакторов. М.: Энергия, 1981.
  5. Бабин С. В., Карасев В. В., Филиппов Ф. Е. Характеристики магнитопроводов трансформаторов тока при одновременном воздействии постоянного и переменного магнитного поля // Электротехническая промышленность 1981. Вып. 6.
  6. Черкашин Ю. С. Процесс и энергия намагничивания листового магнитопровода при прямоугольном напряжении. Электричество 1978. №6.
  7. Черкашин Ю. С. Проектирование катушек индуктивности для мощных радиотехнических устройств. — Радиотехника. 1986. № 6.
*  *  *

Другие статьи по этой теме


Скачать статью в формате PDF

Скачать статью в формате PDF 2008_3_20.pdf  

 
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Оцените, пожалуйста, удобство и практичность (usability) сайта:
Хорошо
Нормально
Плохо